«Сколько мы ни пели – все равно, что молчали. Поэтому мертвой стала наша святая вода», — с этих слов начинается очередное философское повествование Б.Г., заключенное в его новый альбом под названием «Соль».
В творчестве Гребенщикова и его команды «Аквариум» слушатель постоянно выискивал и выискивает какие-то откровения, важность содержания которых должна быть равноценна любому из 700 стихов, записанных в Бхагавад-гита. Строчки вроде «Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом» могут окончательно повергнуть внемлющего ему слушателя, привыкшего к тому, что Русь Святая, в диссонанс: «Святые оседлают тебя. Служители любви вобьют тебя в землю крестом». Но в это не самое простое время для истории современной России стихи Б.Г. хочешь не хочешь, а будешь воспринимать, как пророческие. Издавна так сложилось, что творческий человек в России может сказать гораздо больше дельного и описать ситуацию настолько ясно, как зачастую не может ни один служитель культа и «любви». В нынешнее сложное время агрессивного «диалога» между Россией и Украиной этот альбом, на удивление, почти одинаково пользуется успехом по обе стороны баррикад. «Соль» моментально взлетел по продажам в iTunes обеих стран, а песни «Если Я Уйду», «Любовь Во Время Войны» и «Пришёл Пить Воду» стали самыми популярными и скачиваемыми там же. Вроде и не удивительно, с учетом важности самой фигуры исполнителя, но это говорит о том, что люди все-таки хотят настоящей музыки в любой ситуации, сколь сложной она не была. Не знаю, знак ли это, но АК Троицкий, часто ругавший Б.Г. за его систематические «прогибания под систему», назвал этот альбом «лучшим из всего написанного и записанного Гребенщиковым за 40 с лишним лет».
Песни, к слову, записывались в Лос-Анджелесе и в Лондоне. И работали над их записью такие товарищи, как братья Стэйси — бас-гитарист Пол (Oasis, The Black Crowes) и ударник Джереми (Noel Gallagher’s High Flying Birds). Поэтому альбом приобрел некоторые галлахерские черты, когда в отдельных его местах кажется что вот-вот затянутся завораживающие интонации Ноэла в унисон с Гребенщиковым.
Альбом, на удивление, почти полностью лишен проходных вещей. Ведь сам Б.Г. признавался, что нередко писал свои альбомы ради пары-тройки ценных песен, а остальное просто сочинял в довесок. На этот раз обошлось почти без «довеска», и я даже не стану упоминать песни, которые на «Соли» оказались для меня менее «солеными». Б.Г. фигура для русского рока абсолютно монументальная, возможно, более монументальная, чем Андрей Макаревич, поэтому и критиковать его за что-то желания нет никакого.
В заключение хочется применительно к альбому вспомнить слова, две тысячи лет назад сказанные Иисусом Христом ученикам: «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою». (Евангелие от Марка. Гл 9. Ст. 50)