Новые герои, ужасный 3-D злодей, битвa веков на световых мечах — не переживайте, верные фанаты Звездных войн, Джей Джей Абрамс создал сиквел вашей мечты.
«Это может все исправить», – мрачно бормочет Макс фон Сюдов в первой сцене «Звездных войн: Пробуждение Силы» на земле.
«Это» в данной фразе означает звездную карту, которая показывает местонахождение Люка Скайуокера (Марк Хэмилл/Mark Hamill), и можно сказать, что во время событий последних 30 с лишним лет его присутствия очень не хватало.
Это определенно так в мире «Пробуждения Силы». Знакомые всем уходящие в звездную даль золотые буквы текста сообщают, что Люк Скайуокер исчез незадолго до событий фильма «Возвращение Джедая», в то время как вакуум силы, появившийся после исчезновения Империи, заполнил фашистский Первый Орден, имеющий в своем арсенале крутых новых бойцов и вооружение, усиленное деловым подходом к межпланетной этнической чистке.
Очевидно, что Disney возлагает большие надежды на новоприобритенную кинофраншизу стоимостью $4.05 миллиардов. Как предполагает название – «Пробуждение Силы» – в какой-то момент эта сила задремала, видимо, в период между 1997, выходом непростых «специальных выпусков» Джорджа Лукаса к оригинальной трилогии, и 1999 годами, когда Джа-Джа Бинкс впервые поднял свою некрасивую голову. Отсюда Джей Джей Абрамс пытается встряхнуть Звездные войны ото сна и воссоединить эту серию с ее истомившимся в ожидании прошлым.
То, что она достигает этой цели сразу и весьма весело, возможно, является единственным самым большим облегчением для этого наполненного фильмами года. В первой сцене VII эпизода тень Звезды Смерти скользит по бледной планете четко и зловеще, так же, как облако наползает на луну в начале фильма Луи Бунюэля «Андалузский пес», и от ее вида мурашки по коже, и не только потому, что зрелище завораживает, но и потому, что оно невольно вызывает воспоминание о первом появлении того же космического корабля в прологе оригинального фильма Лукаса о Звездных войнах в 1977 году.
В качестве режиссера Абрамс всегда был скорее подражателем, чем новатором. В своем великолепном перезапуске «Звездного пути» в 2009 году он собрал воедино износившиеся экшен-сцены и сюжетные повороты из таких фильмов, как «Звездные войны» и «Индиана Джонс», а также сцены из телевизионных шоу Джина Родденберри (Gene Roddenberry), на которых он был основан, и вдохнул в них новую жизнь, дав новому поколению то, от чего оно может отталкиваться.
Его подход к Звездным войнам остался таким же, хотя, похоже, что он принес гораздо большие дивиденды. В отличие от приквелов Лукаса, это не запутанный научно-фантастический опус, а напористое, личное фантастическое приключение, которое представляет для трех оригинальных фильмов то же, что, скажем, «Путешествие «Покорителя зари» для фильма К.С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф».
В эпизоде присутствуют моменты драмы и он восхищает выдержанным стилем поздних семидесятых, хотя новые герои «Пробуждения Силы» – молодая женщина и чернокожий мужчина, ни один из которых не представляет собой очевидного наследника мантии арийца-Скайуокера, показывают, что истории, начавшиеся давно в далекой-далекой галактике, могут идти в ногу со временем, когда это необходимо.
Новые герои «Пробуждения Силы» представляют собой яркие персонажи, порой удивляющие, но доставляющие истинное удовольствие зрителю. Рей (Дэйзи Ридли/Daisy Ridley) – сборщица металлолома на далекой планете-свалке под названием Джакку, тогда как Финн (Джон Бойега/John Boyega), известный как штурмовик FN-2187, – новобранец Первого Ордена, отправившийся в самоволку, после того как его отряд уничтожил деревню в поисках звездной карты Скайуокера.
Оба – смелые, очаровательные, смешные и очень разные герои, дополняющие друг друга: Рей – рисковая, решительная и независимая, в то время как Финн только хочет, чтобы его считали смелым борцом за свободу, хотя он даже не уверен, что это ему по силам.
Отчасти его вдохновением является По Кэмерон (Оскар Айзек/Oscar Isaac), лучший пилот Сопротивления, который вместе со своим (прелестным) сферическим астромеханическим дроидом BB-8 ответственен за то, чтобы соединить Рей и Финна вместе. По – лихой, сдержанный на юмор авантюрист – вкратце, он похож на Хана Соло, каким тот был 40 лет назад, и это сходство еще более поразительно, учитывая то, что сам Хан (Харрисон Форд/Harrison Ford) тоже присутствует в фильме.
Тогда как Люк и Генерал Лея (Кэрри Фишер/Carrie Fisher, все еще царственная особа, хотя уже и не принцесса) появляются в основном мимолетом, Хан и Чубакка (Питер Мэйзью/Peter Mayhew) играют центральные роли, причем Форд придал Соло сардонический, усталый образ заядлого рубаки, который, возможно, не столь сильно зависит от актерской игры, однако великолепно противоречит (очень смешному) полусмелому, полубеспокойному героическому шику героя Бойега.
Среди других новичков выделяется Люпита Нионго (Lupita Nyong’o), которой хорошо подходит образ космического пирата Раз Канаты – представьте оранжевого Йоду с домашней банданой на голове и в очках, тогда как персонаж Гвендолин Кристи (Gwendoline Christie), одетый в серебрянные доспехи штурмовика Первого Ордена, капитана Фазы, выглядит немного недоделанным. Донал Глисон (Domhnall Gleeson) в качестве злого Генерала Хукса расхаживает вокруг, выкрикивая фразы типа «используйте передние пушки”, тогда как персонаж Энди Серкиса (Andy Serkis), Верховный лидер Сноук, представляет собой загробный ужас с лицом, по сравнению с которым Император выглядит как миляга Зак Эфрон.
Однако сколько бы актеров не было на площадке, Абрамс и его коллеги — Лоуренс Касдан (Lawrence Kasdan) и Майкл Арндт (Michael Arndt) — постарались выдержать драму увлекательной и чистой: по большому счету, «Пробуждение Силы» – это фильм о четырех героях. Тремя являются Рей, Финн и Хан, а четвертый – Кайло Рен (Adam Driver) – горячий, радикальный джихадист Темной Стороны, чьи взмахи красным световым мечом такие же бешеные, как и его характер.
Описать Кайло Рена как Дарта Вейдера этой части саги было бы, с одной стороны, точно – черный плащ, полированный шлем, хриплый голос. Однако, с другой стороны, это означало бы недооценить глубокую изобретательность, с которой этот удивительный персонаж создавался Абрамом, Касданом и Арндтом, и проигнорировать сильное эмоциональное смятение, которое есть у него в душе.
Кайло Рен оказывает поистине страшное впечатление (в самом хорошем смысле): в частности, его подбрасывание вверх неудачливых подчиненных с помощью Силы имеет сверхъестественную резкость действий полтергейста. Однако в некоторых сценах уже под конец фильма (не будем вдаваться в детали, потому что я уже чувствую на себе прицел снайпера компании Lucasfilm за спойлеры) раскрываются необходимые детали характера Рена, и фильм превращается из веселой истории в яркую кровавую трагедию.
Я не буду входить на территорию спойлеров, однако в оригинальных трех фильмах о Звездных войнах весь смысл заключался в том, что молодое добро одерживает триумфальную победу над старым насквозь прогнившим злом, тогда как «Пробуждение Силы» весьма изобретательно разворачивает этот сюжет.
Именно подобные истории – одновременно смелые и волнующие – помогают «Пробуждению Силы» добраться по вашим капиллярам прямиком к сердцу, даже больше чем красиво стилизованные планеты (мне очень нравится покрытая мхом, идиллическая атмосфера Такодана), резиновые монстры, хождение взад-вперед героев (которые даже разговаривают друг с другом!) и тяжелая пыль ностальгии.
Я признаю, что три раза меня даже пробило на слезы: первый раз — когда Рей и Финн сбежали с планеты Джакку и пришло осознание, что Звездные войны в надежных руках, второй – во время одной из сцен с Кайло Реном, которую я не собираюсь описывать, и также во время кульминационной битвы на световых мечах, обрамленной замерзшими деревьями и освещаемой отблесками красных и голубых электрических разрядов, которая, как мне показалось при первом просмотре, может стать самой захватывающей битвой подобного рода на сегодняшний день.
Это уже не говоря о полетах на космических кораблях и взрывах. Два прекрасных лица друг напротив друга, драматически освященные и пылающие эмоциями… Именно для этого и существует кино.
Источник: The Telegraph