27 июня в Московском центре документального кино в рамках Московского кинофестиваля прошел показ документального фильма «Зеленый принц» режиссера Надава Ширмана и продюсера Симона Шинна о Мусабе Хасане Юсефе, сыне высокопоставленного лидера палестинской террористической организации ХАМАС.
В фильме заняты не актеры, а реальные действующие лица: Мусаб Хассан Юсеф, к слову, очень изменившийся внешне в сравнении со своим «хамасовским» образом; и Гонен Бен Ицхак, его бывший куратор из спецслужб Израиля. Любопытно, что зрители, увидевшие премьеру фильма в январе в Тель-Авиве, а позже — на кинофестивале Сандэнс, не сразу поверили, что на экране не актеры. Режиссер рисковал, выбрав традиционный, набивший оскомину ход — чередование свидетельств основных героев: Мусаба и Гонена. Но картины с «говорящими головами», перемежающиеся документалистикой, постановочными тюремными кадрами, как ни странно, не превратили фильм в заунывный разговорный эпос о палестино-израильском конфликте. Вместо него зрители увидели захватывающую исповедь человека, сделавшего драматический выбор в пользу чужой веры, чужой культуры, обрекшего себя на остракизм со стороны родных и на постоянное опасение за собственную безопасность.
Основой для создания фильма послужила книга «Сын Хамаса» (переведенная и на русский язык) о жизни Мусаба Хассана Юсефа, секретного израильского агента по кличке «Зеленый принц». Прочитав эту книгу, режиссер решил встретиться с её героем и впоследствии сделать о нём фильм. В интервью на кинофестивале Сандэнс Мусаб сказал, что ему было нелегко выносить на всеобщее обозрение свою личную историю и историю своей семьи. Но его воодушевляла мысль о том, что молодежь на Ближнем Востоке может многому научиться из этой истории. После выхода картины Мусаб и создатели фильма получили тысячи писем, в том числе из Сектора Газы, Рамалы, других арабских стран. И абсолютно разные люди говорили о том, что им понятны мысли и поступки Мусаба.
В течение 10 лет Мусаб сотрудничал с израильской спецслужбой ШАБАК и предотвратил многочисленные теракты. Старший сын одного из лидеров террористической организации, шейха Хасана Юсефа, начал работу на израильскую спецслужбу после того, как в 18-летнем возрасте был арестован за нелегальную транспортировку оружия.
Мусаб Хасан Юсеф разочаровался в исламе и согласился стать агентом ШАБАК во время пребывания в израильской тюрьме, где он имел возможность наблюдать, как жестоко руководители ХАМАС обращаются с простыми палестинцами. В 2000 году Мусаб принял христианство. Этому решению предшествовали посещения изучений Библии и самостоятельное чтение Нового Завета на арабском языке. Мусаб был потрясен учением Иешуа о любви к ближнему. Оно полностью отличалось от того, чему учили его с детства. Заповедь «любить врага» давала надежду на разрешение израильско-палестинского конфликта.
Если первым его побуждением при решении сделаться двойным агентом было желание помочь хамасовцам, то теперь, утвердившись в вере, Мусаб работал как израильский агент на Западном берегу под кличкой «Зеленый принц».
Во время второй интифады с 2000 по 2006 г.г. Мусаб принимает активное участие в обеспечении безопасности израильтян. Он поставляет ценную информацию, позволившую предотвратить десятки терактов, в том числе покушения на некоторых руководителей Израиля. Офицеры ШАБАКа утверждают, что Мусаб отличался от большинства палестинских агентов тем, что работал не ради денег, а ради спасения человеческих жизней.
Мусаб Юсеф в интервью газете «Аарец» сказал: «Я не буду лгать и говорить, что не боюсь. Но мне придает силу и смелость тот факт, что я спас сотни жизней – израильтян, палестинцев, американцев. Я не произраильский и не пропалестинский агент. Я работал на своего Бога, Который является Отцом всех людей, какой бы национальности они ни принадлежали… Корень израильско-палестинского конфликта не военный или политический; это – война между двумя богами – Богом Торы и богом Корана. Коран учит, что эта земля является святой для ислама, и ее запрещено оставлять. Тора учит евреев, что Израиль – их земля, и ее нельзя отдавать… Лидеры ХАМАСа никогда не пойдут на мирное соглашение с израильтянами. Им запрещено заключать мир с «еретиками». Сегодняшние лидеры ХАМАСа ответственны за многие убийства палестинцев. Они не смущаясь убивали людей, находившихся в мечети, скидывали их с крыш высотных зданий, когда входили в Сектор Газы…».
В 2007 году Мусаб эмигрировал в Соединенные Штаты, где и проживает по сей день. В своей книге «Сын Хамаса» он описывает свое детство, работу в ХАМАСе, работу на израильскую разведку и веру в Иешуа.
Со своим бывшим куратором, офицером ШАБАКа Гоненом Бен Ицхаком, Мусаб дружит до сих пор. Они регулярно созваниваются. В разговоре с журналистом Мусаб Хасан Юсеф объяснил, что прекратил работать на ШАБАК из-за постоянного недоверия и унижений, которым подвергался со стороны израильтян. И после того, как теракты-самоубийства прекратились, он больше не видел смысла в сотрудничестве с израильской спецслужбой. Гонен Бен Ицхак также покинул ряды спецслужб Израиля и сейчас занимается юридической деятельностью в Тель-Авиве.
Мусаб Хасан Юсеф пожаловался, что для приезда в Израиль ему каждый раз требуется получать визу, и каждый раз ее дают с большим трудом. «И это после того, как я десять лет служил государству». В Израиле, по его словам, он чувствуем себя дома: «люди, атмосфера, улицы — все тут знакомое и любимое».
Такова цена решения оставить религию родных и близких, пойти против культурных и религиозных традиций. Однако свидетельство Мусаба в фильме «Зеленый принц», запечатленное в многочисленных интервью, данных им различным СМИ, производит впечатление осознанного выбора человека, понимающего, какие причины привели его к этому трудному решению. И оно уже производит серьезную работу в умах и сердцах тех жителей Ближнего Востока и арабских стран, которые не удовлетворены политикой своих правительств и критически подходят к самому святому — традициям и религии своих предков.