«Всякое великое искусство — это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, — испорченный приёмник. Я его ремонтирую», — говорит о себе Михаил Казиник. В день своего рождения, 13 ноября, выдающийся скрипач, просветитель и уникальный рассказчик познакомит слушателей с музыкой величайшего из композиторов — Иоганна Себастьяна Баха.
Михаил Казиник — скрипач, просветитель, лектор-музыковед, писатель, актёр, режиссёр. Он окончил Белорусскую государственную консерваторию в Минске, параллельно брал уроки у профессора М. И. Ваймана в Петербургской консерватории. Свою лекторскую деятельность Казиник начал в возрасте 15 лет. За первым шумным успехом последовал ряд предложений из разных городов и университетов. Начиная с этого периода, география его лекторской деятельности постоянно расширялась, охватывая почти все регионы Советского Союза, а затем Европу и США.
Эффект выступлений Казиника всегда огромен, залы на его концертах заполнены до предела. Секрет в том, что у Михаила Семёновича собственный метод вовлечения аудитории в происходящее. В его понимании музыка — это мощный «источник вибрирующей энергии», а человек — приёмник этой энергии, и задача рассказчика — грамотно настроить аудиторию на волну исполняемого произведения. В результате «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным», а гениальное творчество композитора преломляется в «гениальном сотворчестве» слушателя.
Концерт начнется с самого, пожалуй, известного сочинения Баха – Токкаты и фуги ре минор. Бах написал множество токкат и фуг для органа в разных тональностях, в том числе ре минор. Но когда мы говорим «Токката и фуга ре минор», подразумеваем мы конкретное, всем с детства знакомое сочинение под номером BWV 565. Впрочем, некоторые учёные авторство Баха в данном случае оспаривают (а некоторые категорически его защищают). К слову, на органе будет играть один из лучших российских органистов Фёдор Строганов.
Неудивителен и выбор второго произведения, которое прозвучит на концерте, – это знаменитая органная хоральная прелюдия Баха «Я взываю к тебе, Господи» (“Ich ruf zu dir”). Эта прелюдия — шедевр не только баховской, но и вообще всей органной лирики. Она была переложена для всевозможных составов инструментов и, в частности, звучит в фильме «Солярис» Андрея Тарковского.
Вслед за прелюдией будет исполнена великолепная Пассакалия до минор. Пассакалией в академической музыке называется одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме. В классической пассакалии длительности уменьшаются с каждой вариацией, вплоть до триолей. На рубеже XVII-XVIII веков пассакалия с её монументальным, торжественным характером начинает использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа. Именно в этом качестве она достигает своего расцвета в творчестве И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, после чего почти исчезает из музыкальной практики, как будто исчерпав себя до дна.
Завершает органную часть концерта изумительно светлая, как бы парящая Хоральная прелюдия ми-бемоль мажор. А дальше – вступают другие инструменты и человеческий голос. Пронзительная ария альта из страстей по Матфею “Erbarme Dich” («Сжалься надо мною», покаяние Петра) прозвучит в исполнении замечательного молодого контртенора Кирилла Новохатько, которому будут аккомпанировать скрипка и орган (сам Михаил Казиник и Фёдор Строганов).
Завершит программу блистательный Концерт для двух скрипок ре минор, в котором полные напряженного трагизма быстрые части обрамляют блаженное largo непревзойдённой красоты. Здесь к скрипке Михаила Казиника подключатся тонкий и искусный скрипач Константин Казначеев, а также Камерная капелла “Soli Deo Gloria” (дирижер Олег Романенко), специализирующаяся именно что на исполнении произведений великого Себастьяна Баха.
«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают её. У меня совершенно иная задача: духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства — поэзии, музыки, литературы…» – признаётся Михаил Казиник. Страстный монолог Мастера вовлекает каждого, кто хоть раз приходит на его концерт: он способен увлечь классической музыкой даже того, кто никогда её не слушал.
А искушённых меломанов в этот вечер ждут новые яркие открытия и исполненная вдохновения встреча с, казалось бы, таким знакомым Бахом.
О концерте: это грандиозное музыкальное событие состоится в четверг 13 ноября в 20.00 в московском Кафедральном соборе святых Петра и Павла, известном как своей отменной акустикой, так и великолепным органом, по адресу: Старосадский пер., 7, стр. 10. Подробна информация на сайте организатора — Collegium Musicum.