Егор (Игорь) Летов и «Гражданская Оборона» – самая свирепая движущая сила русского рока конца советской эпохи. Можно сколько угодно говорить, что Цой или Шевчук выше Летова на десять голов, есть здесь одно важно «но»: Летов не стремился быть понятным и удобоваримым исполнителем.
Его песни, как яд, растекались по организму слушателя, острой волной врезаясь в мозг. Чертовски опасный Летов терпеть не мог популярность, пафосность, тщеславие, напыщенность — в общем, все то, что наполняло почти всех отечественных рок-звезд без исключения. Все русские рокеры были для него жалкой пародией западного рока, не умеющими сочинять свою собственную музыку плагиаторами. Как сказал о нем однажды доброй души человек Юрий Шевчук, зла на Летова не держащий: «Егор был несъедобным пирожком». Разница между Летовым и большинством его слушателей заключалась в том, что он был начитанным и всесторонне развитым маргиналом – художником, музыкантом и поэтом. Он не пел о том, как надо жить, он пел о том, как мы живем.
Егор Летов — явление стихийное и непредсказуемое, он, как и Цой, мог появиться только в самые паскудные для страны времена и в те же времена прославиться. Ни один критик и музыкальный обозреватель не даст вам однозначный ответ на вопрос, почему недубоваримая «Гражданская Оборона» так полюбилась стране. Мнений на этот счет много. И одно из них заключается в том, что Россия — это одна большая Сибирь. Летов любил Омск, он не любил Москву и Ленинград, хотя подолгу там находился. Он больше предпочитал выступать в каком-нибудь полярном Норильске, нежели в битком набитом ленинградском ДК. Он постоянно был окружен маргиналами, романтиками, революционерами, мечтателями и безумцами. Однозначно воспринимать его музыку было так же сложно, как и классифицировать ее со стопроцентной точностью. Для кого-то это сибирский панк, для кого-то нойз, сам же Летов называл выбранный им жанр «гаражным роком». Все свои альбомы всех своих проектов он записывал в домашних условиях, на магнитофонах типа «Олимп». И чем «дерьмовей» было звучание, чем больше скрежет и грохот гитар сводились к какофонии, тем больше он был доволен результатом. Самое интересное, что ему удавалось сделать из всего этого настоящее музыкальное полотно, наполнить его смыслом и выдать на-гора шедевр.
Ранний Летов для меня был очень сложен, и поэтому в юности слушал я его довольно выборочно. Наиболее любимым моим альбомом Г.О. был бескомпромиссный «Армагеддон-попс»:
Люди сатанеют. умирают, превращаясь
В топливо, игрушки, химикаты и нефть
В отходы производства, мавзолеи и погоны
Вижу—ширится растёт психоделическая армия
Зато Г.О. 90-х я уже слушал целыми альбомами, а творчество Летова нулевых и вовсе стало для меня эталонным: «Реанимация», «Зачем Снятся Сны», «Долгая Счастливая Жизнь» — все это заслушано и затерто мною до дыр. Летовская мощь последних альбомов в щепки разносит карточный домик, построенный из творчества «Би-2», «Сплин» и «Мумий Тролль». Нойзовое жужжание гитар и надрывистый голос Летова как ураган сносят все на своем пути. Такая музыка могла появиться только в суровых сибирских условиях.
Фильм Натальи Чумаковой «Здорово и вечно» посвящен первой половине творческого цикла Егора Летова и «Г.О.», до первого распада, когда группа вполне была в состоянии собрать «Олимпийский». Когда Егор вдруг понял, что его маргинальная подвальная музыка становится в один ряд с ненавистным ему Б.Г. Фильм состоит из редких видео и фотографий раннего творчества группы, показанных под комментарии близких ему людей: Сергея Летова, Манагера, Кузьмы, Валерыча. Джеффа и др. Все это дополнено и разбавлено комментариями самого Летова, собранными из немногочисленных с ним интервью. Такой фильм должен был появиться давно. Слишком много героев русского рока ушли в могилу, а живые не удосужились подвести итог их творчеству. Этот фильм сделан стараниями жены Летова – экс-бас-гитаристки «Гражданской обороны» Натальи Чумаковой, бережно хранившей все эти годы наследие гениального исполнителя. Тот факт, что «Здорово и вечно» уже признан лучшим документальным фильмом минувшего года, говорит сам за себя. Фильм оказался в тройке лидеров проката среди блокбастеров «Голодные игры» и «Интерстеллар»! Каково! Надеюсь, что после успеха фильма появится его продолжение – вторая часть жизни группы, воскресшей после временного проекта Летова «Егор И Оп…невшие» и его дружбы с Лимоновым и НБП.