Кому-то это может показаться удивительным, но первые протестанты пришли в Россию еще при жизни Мартина Лютера, во время правления на Руси государя и великого князя Василия III (1524-1533).
Иностранные торговцы, ремесленники, аптекари, врачи, мастеровые и художники из северогерманских городов и скандинавских стран, – вот кто и откуда они были. На самом деле ничего удивительного в этом факте нет. Набирающему силу московскому государству как воздух нужны были высококлассные специалисты в самых разных областях. Поскольку многие европейские католические правители видели угрозу в усиливающейся Москве и в силу этого противились отъезду в Россию умельцев из своих стран, именно представители протестантских государств стали теми, кто принес Руси жизненно необходимые ей достижения западноевропейской науки, культуры, промышленности и экономики.
Купцы-лютеране из Швеции получили в 1524 году право построить торговый дом в Великом Новгороде, а в 1553 году англичане открыли для себя морской торговый путь в Россию, за ними пришли на Русь и голландские купцы. В 1555 г. в Англии была создана Русская торговая компания, члены которой предоставили право свободного въезда и беспошлинной торговли по всей Руси. Интересно, что в царской грамоте от 1559 года, выданной Англо-Русской компании, говорилось: «Мы, по нашей милости, вышеназванному обществу английских купцов, их преемникам, служителям и торгующим от них, которые живут или будут жить в Москве или ином каком месте нашего государства, дозволили хранить свой собственный закон, и никто из наших да не принуждает их против воли к нашему закону и вере». Английские и голландские купцы могли спокойно организовывать англиканские и реформатские литургии в собственных подворьях в Холмогорах и Архангельске. Конечно, это были богослужения только для своей среды, и общины сторонников Реформации состояли в то время исключительно из иностранцев. Первый царь всея Руси Иоанн Грозный (Иоанн IV, 1547-1584 гг.) пригласил на Русь большое количество переводчиков, «дохтуров гораздых», «барберов», «пушкарников», «художников», «искателей злату и серебру», «мастеров хитрых», «изуграфов, в науках наученных». Вместе с семьями и прислугой их селили на Варварке в Москве. Приезжавших протестантов на Руси стали называть «люторами» или «немцами». Удивительно, но мало кто знает, что Иоанн Грозный проявлял большое уважение к протестантскому вероисповеданию, вел богословские дискуссии со сторонниками Реформации и однажды попросил датского короля прислать ему русский перевод «Аугсбургского вероисповедания» и «Катехизиса» Мартина Лютера. Первая лютеранская церковь (кирха) была построена в московской Иноземной слободе в конце 1575 или в начале 1576 г., как раз при Иоанне IV. Традиционно считается, что первопечатником на Руси был Иван Федоров, издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» (1564 г.). Некоторые историки высказывают мнение, что первопечатником в русском царстве мог быть датский протестант, некий Ганс Миссенгейм, присланный в Москву датским королем Христианом III.
«Царь Иоанн Грозный в 1550 году просил датского короля прислать в Москву книгопечатников, и в 1552 году прислан был королем типограф Ганс (Иоанн Миссингейм, Бокбиндер, то есть переплетчик книг). Впрочем, в Москве нашлись русские, знающие типографское дело», — пишет архиепископ Филарет в своей Истории русской церкви, изданной в 1888 году.
Исторический факт – до появления первого печатного издания Ивана Федорова на Руси уже было напечатано очень небольшое количество книг, причем без указания издателя и даты. Вполне возможно, что Ганс Миссенгейм и был этим анонимным издателем, какое-то время обучавшим хитрому ремеслу русских умельцев, в том числе и Ивана Федорова. В тоже время, никаких исторических доказательств, подтверждающих это предположение, пока не нашлось.
При сыне Иоанна Грозного царе Федоре Иоанновиче (1584-1598 гг.) в русском войске уже служило более пяти тысяч немцев, в том числе офицеров, которые обучали армию западному военному искусству. В XVI-XVII веках протестанты массово бежали в Россию, спасаясь от религиозных войн и жестоких преследований в Европе и это стихийный приток европейских переселенцев на Русь усилился в период Тридцатилетней войны в Европе (1618-1648). В царствование Михаила Федоровича (1613—1645) протестантские общины образовались в Серпухове, Ярославле и Вологде, а в Москве проживало более тысячи немецких семей. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) определял протестантов-переселенцев на гражданскую и военную службу. Исторические документы говорят, что всего в это время в России проживало до 20 тысяч протестантов, прежде всего лютеран и кальвинистов, а протестантские общины образовались в Новгороде, Пскове, Переславле, а также в Белгороде, где находились русские войска, защищавшие границу России. При царе Федоре III Алексеевиче (1676-1682) и правительнице царевне Софьи 38 полков пехоты и 25 рейтарских полков находились под командованием исключительно немецких военачальников. Количество протестантов росло и за счет пленных, захваченных во время войн, которые вела Россия. Потомки приглашенных умельцев, наемников и пленных в дальнейшем обрусели, сохранив при этом свои немецкие, шведские и другие фамилии, зачастую оставаясь протестантами.
Детально можно рассмотреть развитие протестантской церкви на примере Ингерманландии, области на северо-западе современной России. С начала XVII века финские крестьяне и ремесленники (сапожники, портные, ювелиры), а также врачи и адвокаты, селились в Карелии, в устье Невы и на южной стороне Финского залива, на тех территориях, которые в то время находились под шведский юрисдикцией. Значительное число финнов служило в русской армии. Тогда же на данных землях возникли первые лютеранские общины, впоследствии образовавшие собственную территориальную (ингерманландскую) епархию внутри шведско-финской Лютеранской Церкви. Первое документальное упоминание о Церкви Ингрии относится к 1611 году. В 1639 году выборгский генерал-губернатор разделил территорию Ингрии на два пробства (благочиния). А уже через три года в Нарве была создана суперинтенденция — специальное церковное управление, ведавшее всеми делами, касающимися поставления священников и содержания храмов. При персоне суперинтендента находились четыре асессора — швед, финн, русский и немец. К концу XVII в. в Ингрии насчитывалось уже 28 лютеранских приходов, разделенных уже на 3 пробства. В 1671 году. в Ниеншанце, там, где р. Охта впадает в Неву, была освящена новая лютеранская церковь для отделившихся от финнов шведских и немецких прихожан. В 1642 г у этой Церкви появился первый епископ, а в 1655 году в Церкви Ингрии уже было 58 приходов, 36 церковных зданий и 42 священнослужителя. При Петре I территория Ингерманландии перешла под русское господство, и когда в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, он постепенно начал превращаться и в центр лютеранства в России. Накануне 1712 года в Санкт-Петербурге и его окрестностях было 32 финноязычных церковных прихода с сотнями небольших общин. Вместе взятые, они включали в себя около 147 тысяч прихожан. Эти общины входили в многонациональную Евангелическо-Лютеранскую Церковь в Российской империи, Устав которой был подписан императором Николаем I в 1832 году и вошел в Свод законов Российской империи.
В Уставе закреплялось деление Лютеранской церкви в России на восемь консисториальных округов, управляемых консисториями, с генерал-интендентом во главе каждой: Санкт-Петербургской, Московской, Курляндской, Лифляндской, Эстляндской и др. Эти округа разделялись на пробства, состоявшие из приходов и управляемые пробстами. Высшей административной инстанцией служила находившаяся в Санкт-Петербурге Генеральная консистория, которая должна была собираться два раза в год.
В 1856 году. Санкт-Петербургский округ насчитывал 224095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, тогда как в Московском округе числилось 145937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей.
В царствование императора Александра II (1855-1881) общее число лютеран по стране составляло более двух миллионов человек, из них около 1,5 миллиона проживало в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях, около 500 тысяч в других губерниях Российской империи.
Самой крупной финноязычной общиной была община церкви Св. Марии в Санкт-Петербурге. Она включала в себя около 15 тысяч финнов и 2400 ингерманландцев. По соседству, неподалеку от Невского проспекта, располагалась немецкая церковь Св. Петра и шведская церковь Св. Екатерины. До революции 1917 года приходы ЕЛЦ Ингрии распространились по всей территории Ингерманландии и обслуживали около 800 деревень, содержали около 300 начальных школ и Учительскую семинарию.
Автор: Андрей Ретингер