Я вернулся в мир цивилизации. Я обнаружил, что я высокооплачиваемый сотрудник, и, похоже, жизнь снова возвращается в нормальную колею после девяти месяцев путешествий.
Поскольку во время отъезда я жил не так, как обычно, этот внезапный переход к существованию «с 9 до 17» обнажил нечто, чего я ранее не замечал.
С момента, как мне предложили эту работу, я стал весьма небрежен в расходовании денег. Не безумно расточителен, всего лишь слегка быстр на то, чтобы вытаскивать бумажник по поводу и без. Я снова покупаю дорогой кофе, который, впрочем, все равно не будет так хорош, как новозеландский кофе с молоком, которым я наслаждался на залитой солнцем веранде кафе. Когда я путешествовал, эти покупки были менее импровизированными, но я испытывал от них большее наслаждение.
Я не говорю о больших, экстравагантных покупках. Я говорю о мелких, обычных, случайных расходах на вещи, которые по сути ничего мне не дают. И при этом зарплату мне еще ждать две недели.
В глубине души я понимаю, что всегда так делал, когда занимал хорошо оплачиваемую должность: беззаботно тратил деньги, «спускал их на ветер». Проведя девять месяцев без зарплаты с рюкзаком за плечами, я невольно задумываюсь об этом феномене.
Мне кажется, я это делаю потому, что снова стал высокооплачиваемым специалистом, приобрел некий статус и теперь ощущаю право на определенную степень расточительности. Возникает любопытное ощущение власти, когда у вас есть пара двадцатидолларовых бумажек и полное отсутствие критического мышления. Использование этой власти доллара приносит удовольствие, когда вы знаете, что довольно скоро ваш счет снова пополнится.
Одно из самых удивительных открытий, которое я сделал во время своей поездки, состояло в том, что путешествуя по разным странам (включая страны более дорогие, чем Канада), я тратил в месяц гораздо меньше, чем сидя дома и работая в компании. У меня было больше свободного времени, я посещал самые красивые места в мире, повсюду встречался с новыми людьми, был расслабленным и спокойным, проводил незабываемое время, и почему-то это стоило мне меньше, чем моя скромная жизнь работяги «с9 до 17» в одном из самых дешевых городов Канады.
Похоже, я получал больше на свой доллар, когда путешествовал. Почему?
Культура ненужных вещей
Здесь, на Западе, большие корпорации намеренно культивируют и взращивают у потребителей стиль ненужных расходов. Компании во всех областях промышленности делают большую ставку на склонность общественности небрежно обращаться с деньгами. Привычка общества тратиться на ненужные вещи при любой удобной возможности играет на руку производителям.
В документальном фильме «Корпорация» психолог-маркетолог рассказывает об одном из способов, применяя который, можно добиться существенного увеличения продаж. В ходе исследования она выяснила, какое влияние имеет нытье детей на вероятность того, что родители купят им ту или иную игрушку. Было обнаружено, что от 20% до 40% покупок игрушек не произошли бы, если бы ребенок не ныл и не доставал родителей. Количество визитов в парки развлечений сократилось бы на 25%. Маркетологи использовали эти исследования и стали рекламировать свою продукцию непосредственно детям, подталкивая их к тому, чтобы они нытьем вынуждали родителей покупать данный товар.
На искусственный рост спроса, полностью спланированный маркетологами, в ходе каждой рекламной кампании тратятся миллионы долларов. «Вы должны заставить потребителей хотеть покупать ваши продукты. Это игра», – говорит Люси Хьюс (Lucy Hughes), одна из создателей «Фактора Нытья».
Это только один примеров того, что уже долгое время используется в индустрии потребления. Большие компании заработали свои миллионы не тем, что честно продвигали хорошие стороны своих продуктов; они их заработали, создав культуру избыточного потребления у сотен миллионов людей. У людей, которые теперь покупают намного больше того, что им нужно, и пытаются с помощью денег заглушить свои проблемы.
Мы покупаем, чтобы поднять себе настроение, чтобы быть похожими на соседей, чтобы исполнить детскую мечту о том, как должна выглядеть взрослая жизнь, чтобы заявить о своем статусе, и еще по множеству других психологических причин, которые не имеют ничего общего с настоящей пользой продукта. Сколько вещей вы храните в свое квартире, но ни разу не использовали в течение прошлого года?
Настоящая причина сорокачасовой рабочей недели
Идеальный способ для поддержки подобной культуры – это принятие 40-часовой рабочей недели за норму образа жизни. В этих условиях людям приходится строить жизнь по вечерам и по выходным. Подобный режим делает нас более склонными много тратить на развлечения и удобства, потому что свободного времени так мало.
Я вернулся всего несколько дней назад, но уже замечаю, как полезные занятия быстро уходят из моей жизни: ходьба, упражнения, чтение, размышления и дополнительное написание статей.
Одно очевидное сходство между этими занятиями состоит в том, что они стоят мало или совсем ничего, но на них нужно время.
Вдруг у меня появилось гораздо больше денег и гораздо меньше времени, что означает, что у меня больше общего с типичным работающим североамериканцем, чем было несколько месяцев назад. Пока я был заграницей, я мог спокойно провести день, гуляя по национальному парку или читая книгу на пляже в течение нескольких часов. Теперь подобные вещи кажутся не к месту. Занимаясь ими, я бы потратил большую часть своих драгоценных выходных!
Последнее, что я хочу делать, приходя домой с работы, – это заниматься физическими упражнениями. Это также последнее, что я хочу делать после ужина, или перед сном, или проснувшись с утра. А больше в течение дня времени у меня на это нет.
Эту проблему решить очень просто: работай меньше, чтобы было больше свободного времени. Я уже доказал себе, что могу жить полной жизнью на меньшее количество денег, чем зарабатываю сейчас. К сожалению, в моей сфере это практически невозможно, как и в большинстве других. Вы работаете 40 с лишним часов или не работаете вообще. Мои клиенты и подрядчики накрепко увязли в стандартной культуре рабочего дня, поэтому с моей стороны было бы непрактично просить их не звонить мне после часа дня, даже если бы я убедил в этом своего работодателя.
Восьмичасовой рабочий день появился во время индустриальной революции в Великобритании в XIX веке и был облегчением для фабричных рабочих, которые до этого трудились по 14-16 часов в день.
Благодаря развитию технологий, работникам во всех отраслях теперь удается производить больше ценного продукта за более короткий промежуток времени. Казалось бы, это должно повлечь сокращение рабочего дня.
Однако восьмичасовой рабочий день слишком прибылен для большого бизнеса, но не из-за количества работы, которую успевают делать люди за это время (в среднем офисный работник выполняет свою работу за три часа), а потому что он порождает публику, любящую покупки. Когда свободного времени мало, люди платят больше за удобство, удовольствие и любой другой способ облегчения жизни, который могут приобрести. Это заставляет их смотреть телевизор и рекламу. Это заставляет их снижать свои амбиции в нерабочее время.
Наш стиль жизни был смоделирован так, чтобы мы оставались уставшими, голодными до индульгенций, желающими платить большие деньги за удобства и развлечения, и — что самое важное — непонятно разочарованными своей жизнью, чтобы мы продолжали хотеть то, чего у нас нет. Мы столько покупаем потому, что нам всегда кажется, что чего-то не хватает.
Западные экономики, особенно экономика США, были построены на тщательно вычисленном желании удовлетворения, зависимости и ненужных трат. Мы тратимся, чтобы себя взбодрить, вознаградить, прославить, исправить проблемы, поднять свой статус и избавиться от скуки.
Можете ли вы представить, что случится, если Америка прекратит покупать столько ненужного хлама, который вообще ничего не прибавляет нам в жизни?
Экономика разрушится и никогда не восстановится.
Все хорошо разрекламированные проблемы Америки, включая ожирение, депрессию, загрязнение окружающей среды и коррупцию – цена создания и поддержания экономики в триллионы долларов. Чтобы экономика была «здоровой», Америке нужно оставаться нездоровой. Здоровые счастливые люди не чувствуют, что им нужно больше, чем у их уже есть. И это означает, что они не покупают множество хлама, не нуждаются в стольких развлечениях и не смотрят много рекламы.
Культура восьмичасового рабочего дня – это самый мощный инструмент большого бизнеса для того, чтобы держать людей в одинаковом неудовлетворенном состоянии, где ответ на любую проблему – покупка чего-нибудь еще.
Вы, может быть, слышали о Законе Паркинсона. Его часто используют в отношении времени: чем больше времени вам дали на выполнение задания, тем больше у вас на него уйдет. Удивительно, как много вы можете сделать за двадцать минут, если кроме них у вас больше ничего нет. Однако если для выполнения этого же задания у вас есть весь вечер, то скорее всего, вам его еще и не хватит.
Большинство из нас так относится к деньгам. Чем больше мы зарабатываем, тем больше тратим. Не то чтобы нам внезапно нужно было покупать больше, только потому, что мы много зарабатываем. Просто есть такая возможность, и мы ее используем. На самом деле довольно сложно избегать повышения стандартов жизни (или, по крайней мере, нашей скорости тратить деньги) каждый раз, когда мы получаем повышение по работе.
Я не считаю необходимым сторониться всей уродливой системы и уходить жить в лес, притворяясь глухонемым, как часто фантазировал Холден Колфилд. Однако нам определенно следует понимать, чем хочет нас сделать большой рынок. Они десятилетиями трудились над созданием миллионов идеальных покупателей, и они преуспели. Если только вы не являетесь настоящей аномалией, ваш стиль жизни уже был придуман за вас.
Идеальный покупатель не удовлетворен, но надеется, не заинтересован в серьезном личностном развитии, сильно привык к телевизору, работает полный день, зарабатывает много, развлекается в свободное время, и каким-то образом умудряется так жить и считать это нормой.
Это вы?
Еще две недели назад я бы воскликнул: «Шутите?! Нет, конечно! Это не я!» Однако если все мои недели были такими, как последняя, то, возможно, я просто позволял себя обманывать.
Источник: Raptitude