Согласно исследованию психологов Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, социальные навыки детей ухудшаются, если они слишком мало общаются и много сидят за экранами цифровых «гаджетов».
Сотрудники университета обнаружили, что шестиклассники, которые хотя бы в течение пяти дней не смотрят в экраны смартфонов, телевизоров или других цифровых устройств, намного лучше считывают человеческие эмоции, чем их сверстники из той же школы, которые продолжают проводить по несколько часов каждый день, уставившись в электронные устройства.
«Многие люди ищут выгоду использования цифровых аппаратов в образовании, но мало кто обращает внимание на издержки, – заявила Патриция Гринфилд (Patricia Greenfield), почетный профессор психологии в колледже университета Калифорнии и глава исследования. — Уменьшенная чувствительность к эмоциональным сигналам – потеря способности понимать эмоции других людей – является одной из таких издержек. Замещение личного социального взаимодействия цифровым взаимодействием способствует снижению социальных навыков».
Психологи исследовали две группы шестиклассников из общеобразовательной школы в южной Калифорнии: группа из 51 ученика пять дней проживала вместе в институте Пали, природном и научном лагере, находящемся в 70 милях к востоку от Лос-Анджелеса, в то время как группа из 54 учеников из той же школы оставалась у себя дома.
Правила лагеря запрещали ученикам использовать электронную технику – у многих детей это вызывало определенные сложности первые несколько дней. Однако, как сообщили сотрудники лагеря, большинство из учеников вскоре привыкли.
В начале и конце исследования обе группы учеников прошли тест на оценку способности распознавать эмоции других людей по фото и видеороликам. Им показали 48 фотографий людей с счастливым, грустным, раздраженным или испуганным выражением лица и предложили определить их эмоции.
Участники исследования так же просмотрели видеоролики, на которых актеры взаимодействовали друг с другом, и должны были определить эмоции персонажей. В одной из сцен были изображены студенты, которые написали тест и сдали его учителю: один из них был уверенным и взволнованным, другой – обеспокоенным. В другой сцене один из студентов огорчился, после того как его исключили из общего разговора.
За пять дней дети, посетившие лагерь, значительно улучшили свои навыки распознавания эмоций и других невербальных сигналов, обозначающих эмоциональный настрой собеседования, в сравнении с учениками, которые продолжили использовать свои «гаджеты».
Психологи отследили, сколько ошибок сделали ученики при попытке определить эмоции по фотографиям и видео. При анализе фотографий дети из лагеря в среднем совершили 9.41 ошибку в конце исследования, в отличие от 14.02, которые они сделали вначале. Ученики, не посещавшие лагерь, показали значительно меньшие улучшения. По видеороликам ученики, посетившие лагерь, смогли значительно улучшить свои результаты, в то время как другая группа учеников вообще не показала никаких изменений. Результаты были одинаковыми как для мальчиков, так и для девочек.
«Нельзя научиться читать невербальные намеки на эмоции по электронному экрану так же, как это происходит во время личного общения», – сказал ведущий автор доклада Ялда Ульс (Yalda Uhls), старший исследователь Цифрового медиа-центра в университете Калифорнии, в Лос-Анджелесе. «Если вы не практикуете личное общение с людьми, вы можете потерять важные социальные навыки».
Ученики, принявшие участие в исследовании, сказали, что они обмениваются сообщениями, смотрят телевизор и играют в видео-игры в среднем четыре с половиной часа во время обычного школьного дня. Некоторые наблюдения показали, что по стране это количество еще выше. Этого же мнения придерживается Ульс, так же являющийся региональным директором центра разумных мультимедийных устройств (Common Sense Media) по южной части штата Калифорния, национальной некоммерческой организации.
Гринфилд считает результаты исследования значительными, учитывая то, что произошло с детьми за пять дней лагеря.
Она сказала, что доклад показал необходимость следить за тем, чтобы у людей было достаточное количество личного общения, а также то, что при использовании цифровых устройств для, казалось бы, улучшения социального взаимодействия, люди проводят меньше времени за развитием своих социальных навыков и считыванием невербальных сигналов.
«Мы наглядно показали, к чему может привести большое количество общения лицом к лицу, – заявила Гринфилд. — Социальное взаимодействие необходимо для развития навыков понимания эмоций других людей».
Ульс сказал, что эмотиконы являются плохим заменителем личного общения: «Мы – существа социальные. Нам необходимо время, свободное от гаджетов».
Источник: Science Daily