Летом 1917-го года был создан первый Женской батальон смерти, поспешивший на помощь в борьбе с немецким захватчиком, посягнувшим на территорию раскалывающейся Российской Империи. Женщины, до этого все чаще бывшие домохозяйками или барышнями, ожидавшими своих мужей с фронтов Первой мировой войны, были вынуждены сами вступить в смертельную схватку с противником, сумев своими жертвами доказать преданность Родине.
Когда я узнал, что картину «Батальонъ» продюсировали и снимали создатели «Сталинграда», я побоялся, что готовится очередной претенциозный двухчасовой видеоклип, годный только в качестве видеоряда к не менее претенциозным и пафосным песням Владимира Жечкова и его группы «Белый Орел». В общем, «Сталинград» Бондарчука — это почти готовое академическое руководство как не надо снимать кино. Но создатели ужасного до боли в груди и рези в глазах «Сталинграда» создавали еще и «Брестскую Крепость», а это хоть какие-то надежды да вселяло. Обычно ведь наши новые фильмы о войне или революции получаются все чаще какими-то неказистыми. Чего только стоит покусанная акулами пера картина Михалкова «Утомленные солнцем 2», когда после каждого сеанса работникам кинотеатров в буквальном смысле приходилось стирать плевки зрителей со стен и кресел. Но есть у нас и хорошие примеры хорошего кино о войне и революции, каким была картина Андрея Кравчука «Адмиралъ», окрещенная нашими жестокими и ехидными кинокритиками в «Титаник по-русски». Так или иначе, наши режиссеры все еще эксплуатируют в своих революционных или военных картинах гусарскую браваду главных героев и геройских дух непобедимого русского солдата, идущего со штыком в руках и с высоко поднятой головой на супостата проклятого. Но на этот раз речь идет о духе солдаток. Когда царская армия, раздираемая внутренними противоречиями и большевистской пропагандой, отказывается вести борьбу с неприятелем – немецким оккупантом, на помощь отечеству приходит первый женский батальон.
Сценарист Игорь Угольников (тот самый «Оба-На Угол Шоу») еще в период создания картины «Брестская крепость» планировал написать сценарий к фильму о женском брестском гарнизоне, но идея впоследствии вылилась в сценарий о батальоне поручика Марии Бочкаревой, воевавшем в период Первой мировой войны на территории Беларуси. На мой взгляд и вкус эта картина получилась весьма недурственной, хотя и не лишена всех тех минусов и обязательных клише, присущих новому российскому кино. Даже в названии «Батальонъ», всплывающем в самом начале фильма, и там умудрились раскрыть бутон цветка в букве «о». Ну не могут наши создатели без всех этих лишних и надоевших наворотов. Если герои стоят в строю, то обязательно под проливным дождем, если герой говорит ключевые слова, то обязательно с высоко поднятым подбородком. Все это было и в «Адмирале», и в «9-й роте», все это всегда присутствует в нашем современном кино. Хотя это делает наш кинематограф хоть немного своим. У французов, например, есть другая крайность: они любят во всех динамичных фильма показывать на весь экран растянутые озабоченные действом гримасы героев и крутить камерой так часто, что зритель не успевает сообразить, что за чертовщина творится на экране. Но мы, как и французы, с Голливудом тягаться не в силах, и делаем пока то, что умеем, и делаем так, как умеем. Не каждому дано снять «Левиафан» и поехать с ним на все мировые фестивали, собрав три ведра премий, но вот снять такой высокопарный геройский фильм о России у нас вполне могут, хотя и делают все это по одним и тем же лекалам.
Фильм ругать у меня желания нет. Да и не за что его особо ругать. «Батальонъ» получился довольно интересным, бравым, вызывающим гордость за страну и ее павших в боях героях фильма. Хорошая игра актеров, как и весьма интересный актерский состав – главное украшение картины. На мой взгляд, «Батальонъ», как я уже намекнул выше, ничем не хуже того же «Адмирала», и получился он достаточно интересным и смотрибельным, хотя, при столь колоссальном бюджете (10 млн. долларов) снять гадость нужно еще постараться. В любом случае, «Батальонъ» (возможно на безрыбье) один из лучших российских фильмов о войне (а их у нас было хоть отбавляй) последней пятилетки. В общем, посмотрите, не пожалеете.