Мир кажется немного серым, когда мы пребываем в подавленном настроении. И то, что мы говорим «тоска зеленая», далеко не случайность. Новое исследование предполагает, что связь, которую мы проводим между эмоциями и цветом, выходит далеко за рамки метафоры. Результаты двух исследований показывают, что ощущение грусти может на самом деле изменять наше восприятие цвета. В частности, ученые обнаружили, что респонденты, чувствующие грусть, были менее точны в определении цветов в сине-желтом спектре, чем те, кто испытывал веселье или находился в эмоционально нейтральном состоянии.
«Результаты нашей работы показывают, что настроение и эмоции могут влиять на то, каким мы видим мир вокруг нас», – заявляет ученый-психолог Кристофер Торстенсон (Christopher Thorstenson) из университета Рочестера, один из авторов работы. «Наши исследования продвинули вперед изучение восприятия, показав, что грусть в особенности негативно влияет на основные зрительные процессы, которые вовлечены в восприятие цвета».
Предыдущие исследования показали, что эмоции могут влиять на различные зрительные процессы, а некоторые эксперименты даже выявили связь между депрессивным состоянием и уменьшением зрительной контрастной чувствительности. Учитывая то, что контрастная чувствительность является одним из основных зрительных процессов, принимающих участие в восприятии цвета, Торстенсон и его коллеги Адам Пазда (Adam Pazda) и Эндрю Эллиот (Andrew Elliot) задались вопросом, существует ли особая связь между грустью и нашей способностью воспринимать цвет.
«Мы уже хорошо знакомы с тем, как часто люди используют метафоры цвета, чтобы описать распространенные явления, такие как настроение, даже когда эти понятия кажутся несвязанными, – говорит Торстенсон. – Мы предположили, что возможной причиной появления этих метафор является настоящая связь между настроением и восприятием цвета».
В одном исследовании ученые поставили 127 студентам-участникам эмоциональный видеоролик, а затем попросили выполнить задание на зрительное восприятие. Участники в случайном порядке были поделены на группы, одна из которых просматривала ролик, который должен был вызвать грусть, а другая – комедийный ролик. Эмоциональный эффект от обоих роликов был оценен еще во время предыдущего исследования, и ученые подтвердили, что они вызвали нужные эмоции у участников данного исследования.
После просмотра видеоролика участники должны были назвать цвета 48 последовательных неярких цветных квадратов: красный, желтый, зеленый или синий.
Результаты показали, что участники, смотревшие грустный ролик, менее точно определили цвета в пределах сине-желтого спектра, чем участники, которые смотрели веселое видео. В отношении цветов красно-зеленого спектра не было выявлено никаких различий в точности определения цвета.
Второе исследование, в котором участвовало 120 человек, показало тот же эффект в сравнении с нейтральным видеороликом: участники, смотревшие грустный фильм, менее точно определяли цвета в сине-желтом спектре, чем те, кто смотрел нейтральный ролик. По результатам эксперимента можно предположить, что грусть ответственна за различия в восприятии цвета.
Результаты нельзя объяснить различием уровня усилий, внимания или вовлеченности в выполнение задачи у респондентов, поскольку восприятие цвета ухудшалось только в сине-желтом спектре.
«Мы были удивлены точности результата: восприятие ухудшилось только в сине-желтом цветовом спектре, – говорит Торстенсон. – Возможно, причину этого эффекта следует искать в срабатывании нейропередатчика».
Исследователи отмечают, что предыдущая работа связывала восприятие цвета в сине-желтом спектре с нейропередатчиком допамином.
Торстенсон отмечает, что это исследование наметило новую территорию, которую должны развить последующие исследователи, чтобы полностью понять взаимоотношения между эмоциями и восприятием цвета: «Это новая задача, и нам нужно время, чтобы определить устойчивость и обобщаемость этого явления, прежде чем связывать его с применением», – заключает он.
Источник: Science Daily