«Тор: Рагнарёк» — последняя из картин киновселенной Marvel. Третья часть из серии фильмов про Тора, режиссером которой выступил новозеландский вундеркинд Тайка Вайтити (Taika Waititi), рассказывает о битве между Тором (Крис Хемсворт/Chris Hemsworth), мускулистым богом молний, и его сестрой Хелой (Кейт Бланшет/Cate Blanchett), богиней смерти.
Хела пытается предъявить свои права на трон Асгарда: она хочет использовать эту власть, чтобы завоевать остальную Вселенную, которая, по ее мнению, принадлежит асгардцам по праву. Тор, которому помогает разношерстная группа союзников, включая его непостоянного брата и периодического врага Локи (Том Хиддлстон/Tom Hiddleston), проходит через различные испытания и потрясения, пока наконец не встречается лицом к лицу со своей злобной сестрицей в финальной битве за судьбу космоса.
Хотя история связана с предыдущими фильмами про Тора, «Тор:Рагнарёк» совершенно отличается от остальных частей, поэтому неудивительно, что заядлые фанаты Marvel (к коим я не отношусь) могут испытать разочарование.
Тогда как в предыдущих картинах про бога молний присутствовало много пафосных монологов о героизме, благородстве и судьбе, фильм режиссера Вайтити получился с совершенно противоположным настроем. Он представляет перед зрителем радостный калейдоскоп цветов и вихря психоделических образов, подчеркнутый звонкими саундтреками в стиле ретро. Колоритная последовательность экшн-сцен, включая ту, где Халк сражается с гигантским волком-оборотнем, разбавлена поистине смешными диалогами.
В одной короткой сцене исполняющий роль мускулистого бога Хемсворт даже разделся до пояса, оставаясь при этом в рамках приличия. Он играет свою часть с обезоруживающим юмором, как будто заявляя о себе как о голливудском сердцееде, находящемся в центре внимания. У Джеффа Голдблюма (Jeff Goldblum), исполняющего роль Грандмастера — сумасбродного правителя планеты Сакаар (по сути просто межгалактической свалки) — получился невероятно забавный персонаж с подведенными синей подводкой глазами и модным прикидом. На Марка Руффало (Mark Ruffalo) в образе Брюса Беннера (а.к.а Невероятный Халк) тоже очень приятно смотреть, несмотря на то, что его появление в фильме в человеческом виде кажется довольно коротким.
Я всегда буду с подозрением относиться к Кейт Бланшет в роли суперзлодейки, после ее крайне преувеличенного исполнения Ирины Спалько в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008), однако, на удивление, ее образ злой богини получился здесь весьма сдержанным, поддерживая основательность персонажа своим превосходным присутствием.
Все актеры справились очень хорошо, что само по себе уже достижение, учитывая, сколько сцен фильма было снято перед зеленым экраном. Тесса Томпсон (Tessa Thompson) сыграла превосходную воительницу-Валькирию, Хиддлстон замечательно передал образ Локи, а Энтони Хопкинс (Anthony Hopkins) в роли Одина, мудрого седобородого старца, которого ему, похоже, суждено исполнять до конца своей карьеры, к счастью появился только в паре сцен. Возможно единственным бесполезным потенциалом стал только Идрис Эльба (Idris Elba). Роль война-хранителя Асгарда, Хеймдалла, слишком простая и «неблагодарная» для актера такого калибра и величины.
По сравнению с другим недавним мега-блокбастером, «Бегущий по лезвию 2049», актеры «Тора» выглядят так, как будто им очень весело. В конечном итоге, именно это является одной из основных мотиваций для подобных постановок, которые мы зовем кино, и это добавляет заразительной жизнерадостности материалу, который иначе мог бы получиться безвкусным и банальным.
Великолепие фильма несомненно заключается в его аудио и визуальных качествах. Картинка на экране получилась просто замечательная, особенно кадры Сакаара, а превосходные треки Марка Мазерсбо (Mark Mothersbaugh) звучат сказочно и завораживающе, отдавая должное той эпохе, в которой выросли создатели фильма.
Удивительно, что «Тор: Рагнарёк» не чуждается вдумчивого, хоть и немного традиционного изображения возможно двух самых больших политических кризисов современности. Изображая планету Сакаар, фильм искусно касается проблемы переработки отходов в широкой экологической перспективе глобального потепления: разве у больших компаний, загрязняющих природу, нет мечты найти другую планету, куда можно было бы свалить все земные отходы?
А также фильм говорит о том, как действуют вынужденные мигранты и искатели убежища, испытывая и усиливая силу личности, культуры и родства.
В общем и целом, картина выгладит несколько спонтанно в своем привольном, ретро-ностальгическом стиле. Возможно это является еще одним доказательством цинизма голливудских продюсеров, старающихся сделать свои фильмы «трендовыми». Но этот фильм снят так хорошо, что я хочу вдохновить всех зрителей, которые начали ходить в кино в 1980-х не принимать это близко к сердцу. Он похож на продолжение «Властелинов Вселенной», которое так и не вышло на экраны (включая задумку телепортации, которая напоминает насыщенные цвета оригинального фильма «Властелинов Вселенной»).
Вдобавок, это одна из лучших недавних комедий — комедия под супергеройской маской — однако ее юмор далек от сентиментальных, приторных шуточек других фильмов Marvel, типа «Человека Паука: возвращения домой» (2017) или «Мстителей» (2012).
Хорошо продуманный ситуационный юмор сценариста Эрика Пирсона (Eric Pearson) оживлен блестящим комедийным исполнением актеров, включая самого Вайтити, исполнившего роль Корга, брата Киви, сделанного из камня. Его первая реплика в Торе: «Я сделан из камня — вам не нужно бояться, если только вы не сделаны из ножниц».
«Тор: Рагнарёк» — один из лучших фильмов этого года (никогда не ожидал, что скажу что-то подобное про фильм Marvel). Думаю, что это можно приписать режиссерской работе Вайтити, мастера тонкого юмора, который приобрел популярность своим вторым художественным фильмом «Мальчик» (2010), за которым последовали новозеландские хиты «Реальные упыри» (2014) и «Охота на дикарей» (2016). Если это хоть что-то значит, то Вайтити будет еще долго снимать фильмы для Голливуда.
Источник: The Conversation