Невероятная популярность Дж. Р. Р. Толкина (J. R. R. Tolkien) и его книг, увеличенная во много раз успехом трилогии фильмов «Властелин Колец», гарантировала то, что моральное значение фантастичного мира Толкина стало одним из величайших литературных достижений нашего времени.
В некотором смысле Толкин родился вне своего века. Филолог от Бога, он чувствовал себя на своем месте в мире древних веков, несмотря на то, что сам стал свидетелем варварства и ужасов XX века. Почитаемый как популярный автор, он был красноречивым свидетелем вечных истин. Популярность писателя среди студентов по сей день является мощным показателем того факта, что книги Толкиена касаются сердец молодежи и тех, кто ищет в них ответы на свои вопросы.
Хотя Толкин популярен как автор книг, некоторые из его самых важных посланий были переданы посредством писем, самые главные изкоторых он адресовал своим сыновьям.
Толкиен вступил в брак со своей женой Эдит в 1916 году, и этот союз был благословен четырьмя детьми. Из них трое были мальчики: Джон родился в 1917, Майкл — в 1920, а Кристофер в 1924 году. Единственная дочь Толкинов, Присцилла, родилась в 1929 году.
Толкин очень любил своих детей и оставил им литературное наследство в виде писем. Многие из этих посланий были написаны его сыновьям, и они обладают не только высоким литературным качеством, но и содержат сокровище христианского учения в отношении мужественности, брака и секса. Вместе взятые, эти письма составляют бесценное наследство не только для сыновей писателя, но и для всех, кто их читал.
В 1941 году Толкин написал замечательное письмо своему сыну Майклу на тему брака и реальности человеческой сексуальности. Оно отражает христианское мировоззрение Толкиена и его огромную любовь к сыновьям, а так же содержит признание сильной опасности, присущей необузданной сексуальности.
«Это падший мир, — сокрушался Толкин. — Дислокация секс-инстинктов — это один из основных симптомов Падения. Мир «пускался во все тяжкие» во все века. Меняются различные социальные формы, и каждый новый режим имеет свои особые опасности: однако «жесткий дух похоти» идет по всем улицам и заглядывает с зловещей ухмылкой в каждый дом с момента грехопадения Адама». Это признание человеческого греха и неизбежного результата Падения сильно противоречит гуманистическому оптимизму, разделяемому столь многими в XX веке. Даже после того, как ужасы двух мировых войн, Холокоста и различные другие проявления зла отрезвили нарастающий оптимизм в отношении человеческого прогресса, XX век показал свою несокрушимую веру в секс и его освобождающую силу. Толкин был с этим не согласен.
“Дьявол бесконечно изобретателен, а секс — это его любимая тема, — настаивал писатель. — Он на каждом шагу готов уловить вас как посредством щедрой романтики или нежных мотивов, так и посредством других более низменных животных инстинктов». Таким образом Толкин наставлял своего молодого сына, которому тогда был 21 год, что сексуальные фантазии XX века — это дьявольская ложь, призванная поймать людей в ловушку. Секс — это капкан, предупреждал Толкин, потому что люди способны на почти бесконечную рационализацию в отношении сексуальных мотивов. Романтической любви недостаточно в качестве оправдания для секса, считал он.
В дальнейших рассуждениях Толкин предупреждал своего сына, что «дружба» между молодыми парнем и девушкой, предположительно свободная от сексуального желания, недолго будет оставаться неозабоченной сексуальным притяжением. По меньшей мере один из них практически определенно точно загорится сексуальной страстью, утверждал Толкин. Это в особенности верно для молодежи, потому что подобная дружба возможна лишь в последующие годы жизни, «когда необходимость в сексе немного остынет».
Как известно любому читателю книг Толкина, в сердце писатель был романтиком. Он радовался тому факту, что «в нашей Западной культуре все еще сильна романтическая рыцарская традиция», хотя и признавал, что «времена для нее наступили неблагоприятные». И все же, как обеспокоенный отец, Толкин советовал Майклу не позволять своим романтическим инстинктам увести себя в сторону, одурачив «лестной симпатией, мило приправленной сексуальным возбуждением».
Помимо этого Толкин демонстрировал всестороннее понимание мужской сексуальности и нужды в ограничениях. Даже несмотря на критику в том, что его понимание мужской сексуальности в основном негативное, ДРРТ представлял честную оценку сексуальных влечений в падшем мире. Он утверждал, что по существу своему мужчины не моногамны. «Моногамия (несмотря на свою продолжительную фундаментальность в виде унаследованных нами идей) для нас, мужчин, является частью «обретенной» этики, согласно вере, а не плоти». Толкину пришлось наблюдать, как связывающая сила культурных обычаев и моральной традиции уходит на задний план исторической памяти его современников. Хотя «сексуальная революция» уже маячила на горизонте, Толкин все равно верил, что христианская сексуальная этика станет единственной силой, способной сдержать необузанную сексуальность падшего человечества. «Каждый из нас может зачать за 30 с лишним лет полной зрелости несколько сотен детей и при этом наслаждаться процессом», — наставлял Толкиен своего сына. Однако, радость и удовлетворение от моногамного брака предоставляет собой единственный верный контекст для сексуальности без стыда. Писатель был уверен, что христианское понимание секса и брака указывает на вечные, а не только на временные удовольствия.
Хваля целостность христианского брака, Толкин говорил Майклу, что истинная верность в браке требует постоянного упражнения воли. Даже в браке остается необходимость в самоотречении, настаивал он. «Верность в христианском браке влечет следующее: большое смирение. Для мужчины-христианина нет другого выхода. Брак может помочь освятить и направить на правильный объект его сексуальные желания, а благодать может помочь ему в этой борьбе, однако бороться все равно придется. Он не удовлетворит его, потому что голод можно держать в узде только регулярным приемом пищи. Брак предлагает столько же сложностей для чистоты, прилагаемой этому статусу, сколько и путей для облегчения. Ни один мужчина, как бы искренне он не любил свою невесту будучи молодым человеком, не может быть верным ей как жене в разуме и теле без добровольного, сознательного упражнения воли, без самоотречения».
Толкин приписывал несчастье в браке, в особенности со стороны мужа, неспособности Церкви донести эти истины и откровенно говорить на тему брака. Те, кто считает, что брак это лишь арена для экстаза и романтической любви, будут разочарованы, понимал Толкин. «Когда увлечение проходит или хотя бы немного ослабевает, люди считают, что совершили ошибку и что настоящая вторая половинка еще не найдена. Однако настоящая «половина» чаще всего оказывается следующим сексуально привлекательным человеком, который попадается на их пути».
Этими словами писатель говорил своему среднему сыну, что брак — это объективная реальность, почитаемая в глазах Божьих. Таким образом, брак сам определяет уровень удовлетворения. Целостность христианского брака требует от мужчины упражнения воли даже в области любви и посвящения всей своей сексуальной энергии и страсти почетному институту брака, отказывая себе даже в воображении нарушать свою брачную клятву.
В письме своему другу, К.С. Льюису, Толкин писал: «Христианский брак — это не запрет на сексуальные отношения, а правильный путь сексуальной воздержанности – в действительности, возможно, самый лучший способ достичь самого большого сексуального удовольствия…» В условиях мира, все больше стремящегося к сексуальной анархии, Толкиен понимал, что секс нужно почитать как изменчивый и сложный подарок, имеющий потенциал стать огромным наслаждением и еще большей болью.
Имея глубокую моральную прозорливость, Толкин понимал, что те, кто отдают себя без остатка сексуальным удовольствиям, в конечном итоге получают наименьшее удовольствие и наполнение. Как объясняет один из самых лучших истолкователей работ Толкина, Джозеф Пирс (Joseph Pearce), сексуальное воздержание необходимо, «потому что мужчина живет не одним только сексом». Воздержание и ограничения представляют собой «умеренный путь между ханжеством и похотливостью, — двумя крайностями сексуальной озабоченности», — поясняет Пирс.
Открытые отсылки к сексуальности практически отсутствуют в опубликованных работах Толкина, в его аллегориях, сказках и рассказах. Тем не менее, секс всегда маячит на фоне как часть морального ландшафта. Джозеф Пирс ясно это понимает, утверждая, что литературные персонажи Толкина «определенно не бесполые в своей асексуальности, но наоборот, архитипично и стереотипно сексуальны». Пирс делает это заявление несмотря на то, что в рассказах Толкина нет сексуальной активности или открытого сексуального соблазна.
Как это возможно? В основном применении морального духа Толкиен представлял своих персонажей в рамках чести и добродетели: его герои демонстрировали классические мужские добродетели, а героини представляли образ женщин, обладающих честью, мужеством и чистотой.
Тем не менее нам сложно понять представления Толкина о сексе, браке и семье, если нет доступа к реальности семьи писателя и его роли как мужа и отца. Письма Толкина, особенно те, что он написал своим трем сыновьям, показывают любящую заботу отца, а так же редкий литературный дар, который Толкиен имел и применял с удивительной силой.
Письмо, которое Толкин написал Майклу в 1941 году, когда мир был в состоянии войны, а цивилизация трещала по швам, является образцом отеческой заботы, совета и наставления. Мы должны быть благодарны, что это письмо теперь доступно для остального мира и всех нас.
С точки зрения XXI века Толкин представляется многим несоответствующим сексуальной морали нашего времени. Толкин, несомненно, воспринял бы это как искренний, даже если и не намеренный, комплимент. Он знал, что не соответствует, и при этом постоянно отказывался обновлять свои моральные принципы, чтобы подходить под шаблоны современников.
В письмах к своему младшему сыну Кристоферу он это очень хорошо объяснил: «Мы рождены в темный век, вне своего времени (для нас). Однако есть и утешение: иначе мы бы не знали и не любили бы то, что мы любим. Я думаю, что только вытащенная из воды рыба представляет, что это такое». Благодаря этим письмам у нас есть более чем лишь представление того, что имел в виду Толкин.
Источник: The LifeSiteNews