Ученые подсчитали, что через 40 лет после появления технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с его помощью, а также с помощью других вспомогательных репродуктивных технологий было рождено более семи миллионов младенцев. Ежегодно во всем мире в результате использования репродуктивных технологий рождается около 500 тысяч детей.
40 лет назад все предполагали, что ЭКО останется редким явлением. Однако с тех пор наблюдается взрыв услуг по вспомогательному оплодотворению: внутриплазматическая инъекция сперматозоида, гаметы и заморозка эмбрионов, донорство гамет и эмбрионов, генетическая диагностика и суррогатное материнство, и это еще не все. Самым распространенным лечением бесплодия на данным момент является внутриплазматическая инъекция сперматозоида, на которую приходится две трети процедур по лечению бесплодия по всему миру, причем на само ЭКО приходится одна треть (эта доля может варьироваться в зависимости от страны).
Бесплодие — это весьма мучительная проблема, которая может повлиять на все сферы жизни человека, пытающегося зачать: а это почти каждый шестой житель планеты. В Библии бесплодие считается болезненной, личной трагедией (стресс от неспособности родить хорошо показан в страстной и горестной молитве Ханны, матери Самуила, а также Рахили в 30 главе Бытия), тогда как псалмопевец славит Бога, который «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс 113:9).
ЭКО дает отчаявшимся парам ребенка, которого они так хотят. Данная технология позволила родиться многим замечательным людям, доставив счастье миллионам родителей.
Таким образом многие сейчас думают, что ЭКО — это ответ на проблему бесплодия.
Однако это не так. Тогда как индустрия ЭКО и СМИ сосредотачивают свое внимание на историях успеха, средний коэффициент успешности услуг ВРТ составляет всего 19% на цикл – мировой показатель неудач циклов ЭКО составляет около 80%. Доклад Отдела по вопросам человеческого оплодотворения и эмбриологии Великобритании сообщает, что уровень «успеха» составляет 26.5%. Этот показатель «успеха» в действительности означает, что 73.5% циклов не приводят к рождению.
Процент оплодотворения от ЭКО резко уменьшается для женщин старше 35 лет, в основном из-за потери резервов овариальных фолликул и ухудшения качества ооцитов с возрастом. Даже женщина до 35 лет имеет один из трех шансов завести ребенка с помощью внедренного эмбриона, используя свои собственные яйцеклетки и сперму партнера. Женщина 40 с лишним лет — всего один из десяти шансов родить ребенка из эмбриона. Причем для женщин старше 44 лет процент успеха падает до каких-то двух процентов. Данные показатели становятся еще важнее в то время, когда все больше женщин откладывает деторождение, чтобы сосредоточиться на работе и карьере. Когда знаменитости в 50 с лишним лет объявляют о своей беременности, единственное, о чем умалчивают СМИ, так это что почти во всех случаях им это удалось с помощью донорской яйцеклетки (в действительности 59% женщин старше 44 лет используют донорские яйцеклетки для ЭКО).
Разочарование в ЭКО — это реальность. Экстракорпоральное оплодотворение не дает гарантии успеха, несмотря на то, что его часто расхваливают за это. Также не стоит забывать о значительных финансовых, эмоциональных и физических затратах, которые несут женщины из-за ЭКО.
И все же, учитывая тот факт, что каждая шестая пара сталкивается с проблемами при зачатии ребенка, индустрия искусственного оплодотворения процветает. Было подсчитано, что в одном только Соединенном Королевстве ее доход составляет более 600 миллионов фунтов, поскольку один цикл ЭКО стоит до 5000 фунтов или больше.
Индустрия оплодотворения имеет несколько очень беспокоящих аспектов, например, количество детей, рожденных с проблемами со здоровьем, использование непроверенных медицинских техник, плохое регулирование, шокирующая коммерциализация и эксплуатация женского тела и яйцеклеток. Беспокойство также вызывает изменение «традиционных» понятий семейной структуры и биологического родительства через донорство гамет (которое может принести множество страданий потомству) и суррогатное материнство. Мертвый или умирающий человек — даже бабушка — может сохранить свои репродуктивные ткани, чтобы дать возможность кому-то еще завести ребенка.
ЭКО открыло своего рода ящик Пандоры генетической инженерии, клонирования, пре-имплантации генетических диагнозов (отсеивание эмбрионов), сбора стволовых клеток эмбрионов, исследований по детям от трех родителей и гибридам человека и животных. Многие программы ЭКО включают производство запасных эмбрионов, которые в последствии используются для исследований, выбрасывают или замораживают для дальнейшего исследования. Согласно докладу Парламента, с 1990 по 2013 год медики позволили погибнуть двум миллионам эмбрионов. На данный момент каждый год погибает более 170,000 эмбрионов для ЭКО. На них экспериментируют, отдают другим парам, замораживают навечно…или даже превращают в ювелирные украшения.
За последние 40 лет ЭКО и ВРТ подарили счастье многим парам, однако еще большее количество потерпело полный крах своих надежд. Следующие 40 лет несомненно принесут еще больше возможностей для индустрии оплодотворения, однако возможно это не всегда будет так.
C моральной точки зрения, особенно сформированной христианским пониманием человека и семьи, мы должны быть готовы сказать «нет» некоторым проявлениям свободной воли человека, прекратив использовать возможную, но не мудрую технологию. Что касается лечения бесплодия, хотя мы можем и должны использовать данные Богом навыки, чтобы помочь облегчить проблему бесплодия, мы также должны быть готовы признать, что есть страдания, которые люди вольны, но не должны прекращать, и что есть дети, которых можно произвести искусственным путем, но, возможно, лучше не стоит.
Источник: MercatorNet