Френсис Шеффер — один из самых образованных духовных представителей евангельского направления современного протестантизма. Он несколько лет не дожил до падения Берлинской стены и распада СССР. Но многие процессы в развитии христианской и светской мысли он предвидел и описал в своих работах. В частности, Шеффер много говорил и писал о новой концепции истины, проникающей во все сферы нашей жизни. И эта концепция радикально расходится с концепцией библейской. Однако он не слепо отстаивает интересы христиан и их методологию, их принципы познания и постижения истины. Временами он довольно критично подходит к «культурному» наследию евангеликов и предлагает свои пути решения существующих проблем. В книгу входят два небольших эссе: «Искусство в Библии» и «Несколько тезисов об искусстве».
В первом эссе христианский мыслитель задается вопросом: какое место должно занимать искусство в христианской жизни? Под искусством Шеффер понимает все его роды, «особенно живопись и музыку». Нет ли опасности, что именно искусство в целом, и особенно «живопись с музыкой», могут стать лазейкой в мирскую жизнь? Возможно, христианам необходимо сосредоточиться на строго «религиозных вещах» и забыть об искусстве и культуре? Таковы предпосылки для этого разговора.
Поводом для написания эссе стало убеждение автора в том, что евангельские христиане склонны выталкивать искусство на обочину жизни как менее важный род деятельности, и более общее несогласие с той частью евангельского сообщества, которое выступает против христианской гносеологии и христианского понимания культуры. Однако власть Христа над жизнью человека означает, по мнению Шеффера, что в христианстве нет обособленных сфер, нет дихотомии и иерархии между телом и душой. «Евангельских христиан, — пишет Шеффер, — справедливо критикуют за то, что они, проявляя невероятный интерес к спасению души и воспаряя к небесам, забывают о целостности человека. Библия же четко разъясняет 4 вещи: 1) Бог создал всего человека, в единстве его души и тела; 2) через Христа спасется весь человек; 3) Христос есть Господь всего человека и всей христианской жизни; 4) в будущем, когда Христос вернется, тело будет восстановлено из праха и весь человек получит полное искупление».
Шеффер рассуждает об искусстве в контексте целостности и неделимости человека. С самого сотворения первые люди получают преимущество, то есть право господства над всеми остальными созданиями. Только они несут в себе образ Бога, только они могли заботиться о Райском саде. Грехопадение нарушило этот план господства, но жертвенная смерть Христа позволяет человеческому существу преобразиться: получить спасение души, разума и тела. Однако истина христианства, по мысли Шеффера, проявляется не просто в догматах или доктринах, но и в самом человеке и во всех сферах его жизни.
Зачастую искусство, получающее признание в христианской среде, ограничивается «романтическим» искусством воскресной школы. «Но искусство и науки, — продолжает Шеффер, — обязательно должны занимать определенное место в жизни христианина, и отнюдь не последнее».
Отсутствие интереса к искусству христиане порой объясняют тем, что Библия вопросу ценности искусства не уделяет значительного внимания. Кроме того, сами евреи в Библии не интересуются искусством, стараясь следовать заповеди «Не сотвори себе кумира».
Однако эта заповедь в другом отрывке Писания — в книге Левита 26:1 — читается более распространенно: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться перед ними, ибо Я Господь, Бог ваш». Писание запрещает не творчество, не создание произведений изобразительного искусства, но поклонение им. Поклоняться следует только Богу. Заповедь направлена против обожествления искусства и любого другого творения рук человеческих.
На горе Синай Бог дает 10 заповедей и велит построить скинию так, что в ней находят применение почти все формы изобразительного искусства. Моисей получает от Бога образец, которому он должен следовать, и очень детальные инструкции.
В Святая святых скинии надлежит поместить фигуры херувимов. Это, по сути, скульптурное изображение существ небесного воинства. Также Бог дает указание о светильнике, который надлежало сделать из чистого золота. Подробно описывается внешний вид одежды первосвященников, на которых должны были быть изображены дары природы, в них он должен был предстать пред лицом Бога. Шеффер обращает внимание на то, что некоторые яблоки на одежде священников невиданного в природе цвета: голубого, яхонтового, пурпурного и червленого. Голубые яблоки! Таким образом, Библия закрепляет условный характер искусства, отличный от реальной жизни.
Храм, как и скиния, был задуман человеком. Давид создал чертеж храма и отдал его Соломону (1 Пар. 28:11-12). Давиду же Бог дал откровение относительно устройства и внешнего вида храма, и он должен был быть красив. Его внешняя стена была обложена Соломоном драгоценными камнями. Резьба по дереву, барельефы, ковка цепей, создание «моря литого», волы которые его держали, — многочисленные виды работ и объекты, на которые эти работы были направлены, нужны были для эстетического воздействия на присутствующего в храме человека. Колонны, стоящие просто сами по себе (2 Пар. 3:16-17), изображения львов, волов и херувимов и многое другое создавалось не для пользы, а исключительно ради красоты.
Кроме изобразительного искусства, Библия поощряет и другие его виды. Например, музыку и поэзию. Во 2 книге Царств, 1:19-27, Давид восхваляет в стихах павших в бою Саула и Ионафана. Он создает светские по форме произведения под воздействием Духа Святого. Песнь Песней, о включении которой в христианской канон долгое время велся спор, — пример прекрасной поэзии, выражающей любовь двух людей друг ко другу.
Один из самых великолепных образцов музыкального искусства — песнь евреев, спетая ими после спасения от войск фараона (Исх. 15), в ней у женщин своя партия, у мужчин своя. Давид назначает в храм четыре тысячи прославляющих Бога на музыкальных орудиях».
В Священном Писании говорится и о танце, и о театре (а точнее перформансе). Иезекииль, чтобы предупредить об осаде Иерусалима, устраивает спектакль вокруг кирпича. Он берет его в осаду. Он разыгрывал эту постановку каждый день в течение года.
Давид, одетый в ефод, танцевал перед Богом. Его танец не понравился Мелхоле, его жене, но он понравился Богу.
В книге Откровения, последней книге Нового Завета и Библии, в 15 главе, перед читателями возникает образ Царства Небесного: стеклянного моря, смешанного с огнем, и победившие Сатану славят Бога на музыкальных инструментах.
В качестве примера художника, хорошо понимавшего связь искусства земного и Небесного, Шеффер приводит фрески Пола Роберта в Нью-Шателе. Фрески отражают уверенность автора во втором пришествии Иисуса Христа, и Его отношении к различным земным сферам человеческого труда: сельскому хозяйству, индустрии и науки с искусством. Верующий человек выбирает между искусством, очищенным искуплением Христа, и тем искусством, которое вдохновлялось идеями и поступками людей, преданных издыхающему дракону из книги Откровения.
Заканчивает свое эссе Шеффер риторическими вопросами: осознаем ли мы ту свободу, которую дают нам Христос и каноны Священного Писания? Вверена ли Христу творческая сторона нашей жизни? Если Христу принадлежит вся наша жизнь, то христианин должен нести в мир не только пламенную правду, но и красоту.
Книга: Френсис А. Шеффер. Искусство и Библия. СПб, «Мирт», 1998