Воскресенье, 1.06.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Так что, мы будем нести искусство людям?

от Редактор
10.09.2014
в Авторские материалы, Новости
1 мин чтения
Так что, мы будем нести искусство людям?

Френсис Шеффер — один из самых образованных духовных представителей евангельского направления современного протестантизма. Он несколько лет не дожил до падения Берлинской стены и распада СССР. Но многие процессы в развитии христианской и светской мысли он предвидел и описал в своих работах. В частности, Шеффер много говорил и писал о новой концепции истины, проникающей во все сферы нашей жизни. И эта концепция радикально расходится с концепцией библейской. Однако он не слепо отстаивает интересы христиан и их методологию, их принципы познания и постижения истины. Временами он довольно критично подходит к «культурному» наследию евангеликов и предлагает свои пути решения существующих проблем. В книгу входят два небольших эссе: «Искусство в Библии» и «Несколько тезисов об искусстве».

В первом эссе христианский мыслитель задается вопросом: какое место должно занимать искусство в христианской жизни? Под искусством Шеффер понимает все его роды, «особенно живопись и музыку». Нет ли опасности, что именно искусство в целом, и особенно «живопись с музыкой», могут стать лазейкой в мирскую жизнь? Возможно, христианам необходимо сосредоточиться на строго «религиозных вещах» и забыть об искусстве и культуре? Таковы предпосылки для этого разговора.

Поводом для написания эссе стало убеждение автора в том, что евангельские христиане склонны выталкивать искусство на обочину жизни как менее важный род деятельности, и более общее несогласие с той частью евангельского сообщества, которое выступает против христианской гносеологии и христианского понимания культуры. Однако власть Христа над жизнью человека означает, по мнению Шеффера, что в христианстве нет обособленных сфер, нет дихотомии и иерархии между телом и душой. «Евангельских христиан, — пишет Шеффер, — справедливо критикуют за то, что они, проявляя невероятный интерес к спасению души и воспаряя к небесам, забывают о целостности человека. Библия же четко разъясняет 4 вещи: 1) Бог создал всего человека, в единстве его души и тела; 2) через Христа спасется весь человек; 3) Христос есть Господь всего человека и всей христианской жизни; 4) в будущем, когда Христос вернется, тело будет восстановлено из праха и весь человек получит полное искупление».

Шеффер рассуждает об искусстве в контексте целостности и неделимости человека. С самого сотворения первые люди получают преимущество, то есть право господства над всеми остальными созданиями. Только они несут в себе образ Бога, только они могли заботиться о Райском саде. Грехопадение нарушило этот план господства, но жертвенная смерть Христа позволяет человеческому существу преобразиться: получить спасение души, разума и тела. Однако истина христианства, по мысли Шеффера, проявляется не просто в догматах или доктринах, но и в самом человеке и во всех сферах его жизни.

Зачастую искусство, получающее признание в христианской среде, ограничивается «романтическим» искусством воскресной школы. «Но искусство и науки, — продолжает Шеффер, — обязательно должны занимать определенное место в жизни христианина, и отнюдь не последнее».

Отсутствие интереса к искусству христиане порой объясняют тем, что Библия вопросу ценности искусства не уделяет значительного внимания. Кроме того, сами евреи в Библии не интересуются искусством, стараясь следовать заповеди «Не сотвори себе кумира».

Однако эта заповедь в другом отрывке Писания — в книге Левита 26:1 — читается более распространенно: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться перед ними, ибо Я Господь, Бог ваш». Писание запрещает не творчество, не создание произведений изобразительного искусства, но поклонение им. Поклоняться следует только Богу. Заповедь направлена против обожествления искусства и любого другого творения рук человеческих.

На горе Синай Бог дает 10 заповедей и велит построить скинию так, что в ней находят применение почти все формы изобразительного искусства. Моисей получает от Бога образец, которому он должен следовать, и очень детальные инструкции.

В Святая святых скинии надлежит поместить фигуры херувимов. Это, по сути, скульптурное изображение существ небесного воинства. Также Бог дает указание о светильнике, который надлежало сделать из чистого золота. Подробно описывается внешний вид одежды первосвященников, на которых должны были быть изображены дары природы, в них он должен был предстать пред лицом Бога. Шеффер обращает внимание на то, что некоторые яблоки на одежде священников невиданного в природе цвета: голубого, яхонтового, пурпурного и червленого. Голубые яблоки! Таким образом, Библия закрепляет условный характер искусства, отличный от реальной жизни.

Храм, как и скиния, был задуман человеком. Давид создал чертеж храма и отдал его Соломону (1 Пар. 28:11-12). Давиду же Бог дал откровение относительно устройства и внешнего вида храма, и он должен был быть красив. Его внешняя стена была обложена Соломоном драгоценными камнями. Резьба по дереву, барельефы, ковка цепей, создание «моря литого», волы которые его держали, — многочисленные виды работ и объекты, на которые эти работы были направлены, нужны были для эстетического воздействия на присутствующего в храме человека. Колонны, стоящие просто сами по себе (2 Пар. 3:16-17), изображения львов, волов и херувимов и многое другое создавалось не для пользы, а исключительно ради красоты.

Кроме изобразительного искусства, Библия поощряет и другие его виды. Например, музыку и поэзию. Во 2 книге Царств, 1:19-27, Давид восхваляет в стихах павших в бою Саула и Ионафана. Он создает светские по форме произведения под воздействием Духа Святого. Песнь Песней, о включении которой в христианской канон долгое время велся спор, — пример прекрасной поэзии, выражающей любовь двух людей друг ко другу.

Один из самых великолепных образцов музыкального искусства — песнь евреев, спетая ими после спасения от войск фараона (Исх. 15), в ней у женщин своя партия, у мужчин своя. Давид назначает в храм четыре тысячи прославляющих Бога на музыкальных орудиях».

В Священном Писании говорится и о танце, и о театре (а точнее перформансе). Иезекииль, чтобы предупредить об осаде Иерусалима, устраивает спектакль вокруг кирпича. Он берет его в осаду. Он разыгрывал эту постановку каждый день в течение года.

Давид, одетый в ефод, танцевал перед Богом. Его танец не понравился Мелхоле, его жене, но он понравился Богу.

В книге Откровения, последней книге Нового Завета и Библии, в 15 главе, перед читателями возникает образ Царства Небесного: стеклянного моря, смешанного с огнем, и победившие Сатану славят Бога на музыкальных инструментах.

В качестве примера художника, хорошо понимавшего связь искусства земного и Небесного, Шеффер приводит фрески Пола Роберта в Нью-Шателе. Фрески отражают уверенность автора во втором пришествии Иисуса Христа, и Его отношении к различным земным сферам человеческого труда: сельскому хозяйству, индустрии и науки с искусством. Верующий человек выбирает между искусством, очищенным искуплением Христа, и тем искусством, которое вдохновлялось идеями и поступками людей, преданных издыхающему дракону из книги Откровения.

Заканчивает свое эссе Шеффер риторическими вопросами: осознаем ли мы ту свободу, которую дают нам Христос и каноны Священного Писания? Вверена ли Христу творческая сторона нашей жизни? Если Христу принадлежит вся наша жизнь, то христианин должен нести в мир не только пламенную правду, но и красоту.

Книга: Френсис А. Шеффер. Искусство и Библия. СПб, «Мирт», 1998

Теги: Рецензии
Предыдущий Пост

Летучие мыши могут принести лихорадку Эбола еще в 15 стран Африки

Следующий Пост

Примирят ли священники Россию с Украиной?

Связанные Посты

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025

«Мы сами — часть тайны, которую пытаемся разгадать». Макс Планк. Эпистемологический инстинкт в нашей основе. Мы стремимся проникнуть в глубочайшие...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025

Две российские компании  - АО «Оператор ТМиК» и INVENTORUS объявляют о подписании соглашения о сотрудничестве, направленного на развитие научно-исследовательского и инновационного потенциала...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

06.12.2024

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Академик Евгений Велихов внес ключевой вклад в развитие целого ряда научно-технических направлений в мире. В частности,...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Примирят ли священники Россию с Украиной?

Примирят ли священники Россию с Украиной?

Рост заболеваемости аутизмом связали с использованием вакцин на основе абортированных эмбрионов

Рост заболеваемости аутизмом связали с использованием вакцин на основе абортированных эмбрионов

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024