Алкогольные напитки – реальность нашей жизни, равно как и злоупотребление ими. Интересно, что разные религиозные традиции расходятся в отношению к этому вопросу, хотя обывателю вроде бы очевидно, что проповедник-морализатор, скорее всего, будет против.
Об этом свидетельствует недавний опрос портала http://ideal.izm.io/ru, предлагающий ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
В исламе, как известно, употреблять алкоголь нельзя совсем: «Алкоголь по исламу является абсолютно запретным, как в малых, так и в больших количествах. Алкоголь в мусульманской терминологии называется «хамр». «Хамр» не ограничивается лишь спиртными напитками — это все то, что опьяняет разум. В одном из хадисов пророк Мухаммед сказал, что то, что опьяняет в большом количестве, запрещено и в малом. Почему? Поскольку шариат защищает следующие вещи в человеке: разум, честь, жизнь и здоровье. Если что-то угрожает его чести, достоинству, разуму, здоровью, его потомству, то это является запретным. Поэтому из этих соображений алкоголь является недопустимым ни при каких обстоятельствах. Исключение может быть, если, например, при лечении человек не может найти аналога другого лекарства, которое не содержит алкоголь, то в этом крайнем случае человек может, чтобы защитить свое здоровье, употребить лекарство, в котором содержится какая-то даже небольшая доза алкоголя» (Раис Измайлов, проректор Московского исламского института, имам-хатыб Балашихинской мечети).
Православная традиция алкоголь не запрещает, но относится к его употреблению осторожно: «Отношение к алкоголю в православии неоднозначное. Есть церковные каноны, в которых говорится о том, что если кто отвергает вино, вкушение мяса и брак как нечистое сами по себе, тот отлучается от Церкви и несет епитимью, т.е. проходит время для исправления, покаяние. Если же не покается, то да будет окончательно извержен — если клирик, то из сана, если мирянин, то отлучен от причастия. Почему? Потому что то, что сотворено Богом, то непредосудительно — так сказано в канонах. Но известна так же другая сторона. Еще в Библии приводится пример, когда праведник Ной выпил вина и запьянел. Но это удел не только праведников – были еще и цари, которые пьянствовали и пировали, потом у них было на следующий день сражение, и они это сражение проигрывали. Т.е., с одной стороны, вино, виноград сотворены Богом для того, чтобы люди получали пользу, но, с другой стороны, люди неправильно этим пользуются, поэтому есть в том же каноне упоминание, что если человек воздерживается добровольно от вина, то это похвально. Еще один момент, который тоже важен именно для нашего общества: когда в людях убивается вера в Бога, то тогда все что угодно может занять место Бога. И если место Божье занимает алкоголь, то это очень бывает пагубно» (игумен Димитрий Рябцев).
Самая причудливая позиция у буддизма: алкоголь и можно, и категорически нельзя, и вообще без разницы, пьешь ли ты. Дело в том, какую форму буддизма ты практикуешь: «Буддизм практикуется в трех формах. 1) Монашество — там, конечно, алкоголь абсолютно запрещен, как запрещены все средства, которые изменяют, затемняют сознание. 2) Мирской буддизм — когда человек живет обычной жизнью, активно действует в социуме, у него есть работа и семья, гражданские права и обязанности. Такой человек практикует буддизм в свободное от этих обязанностей время. В этом случае также действует принцип не затуманивать свое сознание. Но для социума, для радости небольшое количество алкоголя допустимо — просто чтобы поддержать компанию, быть веселым, побороть застенчивость и т.д. При этом — не напиваться. Современная медицина говорит, что есть эндогенный алкоголь, который вырабатывается в самом теле человека, и он наряду с другими нейромедиаторами определяет ощущение довольства и объективного счастья. Соответственно, небольшое количество алкоголя допустимо. 3) Буддизм йогический. В жизнеописаниях великих йогов, великих махасиддхов были такие случаи, когда они работали с алкоголем и показывали всем, что даже большое количество алкоголя не может при их реализации, при их степени управления сознанием никак повлиять на них» (А.Ш. Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью).
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь — http://ideal.izm.io/ru