Завтра во французских Каннах начинает работу обожаемое телевизионщиками всех стран мероприятие — MIPTV. Это такой глобальный слет профессионалов отрасли, где вот уже 50 с лишним лет обсуждаются тренды в ТЕЛЕвещания, заключаются сделки и партнерства.
За 50 лет форум разросся, стало не хватать площадок для участников, и MIPCOM придумал дополнительные — MIPFormats (разговор о новых формах подачи контента), MIPDOC (документальное кино). В субботу открылся почти самостоятельный рынок сериалов Canneseries.
Описать все продукты, которые участники MIP привезли на Лазурный берег, невозможно. Там один только каталог содержит несколько сотен страниц убористого шрифта. Однако интересно анализировать темы выступлений и презентаций. По ним видно, как новые технологии меняют телевизионную среду.
Взять, к примеру, сериалы, формат, ставший безумно популярным в мире. Телевизионные сети кругами ходят вокруг производителей и сценаристов, умеющих придумывать новые темы, сюжеты. Изобретено, кажется, практически все. Но не спешите делать выводы.
Кто из вас смотрел сериал Phone Swap? Скорее всего, никто. Между тем, мы встретили совершенно необычное явление. Сериал без телевизионного канала, без онлайн — кинотеатра, но с аудиторией в 14 миллионов зрителей. Его показал участникам форума Tom Wright из Vertical Networks.
По сравнению с “Карточным домиком” количество зрителей маловато, но не стоит забывать, что это первая ласточка. Сериал, снятый и распространяемый в социальной сети. В данном случае — Snapchat.
Незамысловатый сюжет, короткий хронометраж, но веселый, прикольный и забавный. И его смотрят. Постоянно, серию за серией. 14 миллионов постоянных зрителей — доказательство жизнеспособности формата, и возможности его монетизации. Это означает, что очень скоро мы увидим новые продукты и, скорее всего, не только в Snapchat’е.
Кстати, Phone Swap в настоящее время переносится на привычную телевизионную платформу, и честно говоря, это выглядит как попытка “большого” телевидения вскочить в уходящий поезд.
На размышления о таком варианте развития событий наводят исследования телевизионной аудитории, продемонстрированные компанией Parrot Analytics. Она много лет занимается исследованиями глобальной телевизионной аудитории и вот, спустя 15 лет после появления социальных сетей, подошла к вопросу с другой стороны.
До сих пор мы измеряли аудиторию лишь одного экрана — собственно телевизора, сказали аналитики. Но ведь экранов гораздо больше. Есть онлайн-кинотеатры, есть стриминговые сервисы, файлообменники. Доступ к ним обеспечивается смартфонами, компьютерами, планшетами через многочисленные приложения и соцсети. При этом, даже привычный телек сегодня имеет 4 важные функции: прием живого эфира, воспроизведение записи, просмотр пропущенных программ, работа через встроенные приложения.
Короче, решили все замерить.
Результат вышел удивительный. Эффективная аудитория наиболее популярных жанров выросла в итоге почти на 100 процентов. В жанре драмы прирост составил даже больше — 107%.
Иными словами, распространение контента через Интернет — это уже совсем не баловство. Такими темпами через десяток лет телевизор, как тот самый “голубой огонек”, собирающий зрителей ровно в 21.00, окончательно утратит свое значение.
Кстати, медиааналитики из Parrot подтвердили мои соображения относительно стремительно идущего процесса фрагментации и сегментирования мировой аудитории по сетям и приложениям. Некоторые время назад я об этом писал.
Телевизионному начальству пора делать выводы. Думать, что достаточно выложить в сеть эфирную версию “бла-бла” про политику, крайне непрофессионально. Нужны другие форматы и платформы.
Хотя, если запретить Интернет, то проблема отпадет.
Автор: журналист, медиаэксперт Борис Зверев.