На прошлой неделе я прочел в журнале Wall Street Journal про дилемму европейского государства всеобщего благосостояния: его низкая рождаемость не может поддерживать благосостояние государства, а анемичная экономика не в состоянии обеспечить работой молодых людей, рожденных в двухтысячных годах.
Вчера в газете New York Times была опубликована статья Фреда Эндрюса (Fred Andrews) о книге авторов Карбона и Кана «Брачные рынки» – весьма неутешительный отчет о непритягательной экономике брака для всех, кроме представителей элиты. Этому же вопросу посвящена книга Митча Перлштейна (Mitch Perlstein) «От разрушения семьи до упадка Америки» и результаты большого исследования, проведенного Марком Регнерусом (Mark Regnerus), который на основе общественного мнения выяснял, что считается хорошим и приемлемым в сексуальных и семейных вопросах. Каждый из этих авторов по-своему видит одну и ту же проблему: современные тенденции направлены в противоположную от семьи сторону.
В своей видеографике на тему экономики секса Регнерус все замечательно разложил по полочкам. Цена секса снизилась. До появления противозачаточных таблеток он стоил для мужчины целую жизнь, а сейчас – одно или два свидания. В целом он (и она) могут расплатиться за секс по самой низкой «цене»: однако потом она приводит к снижению образования, продуктивности, трудоустройству и стагнации, граничащей с бедностью для все большего числа людей. Все это выливается в еще больший спад для следующего поколения.
Чарльз Мюррей (Charles Murray) заявляет, что Америка разваливается на части, а профессор политической философии Фр. Джеймс Шалл (Fr. James Schall) из Джорджтауна утверждает, что США как государство уже представляем собой ту ужасную смесь, которую описывал Аристотель: классическая комбинация тирании и демократии.
Все это наводит на депрессивные мысли, особенно когда понимаешь, что наша цивилизация явно находится в большой беде. Христианство дало нам традиционную семью, основанную на моногамии и верности супругов, на их посвященности детям. Но поскольку все большее число христиан отказываются от своего морального кодекса, больше ничего не остается, потому что ни у кого нет лучшего эталона.
Однако еще есть луч надежды: все больше людей видят, что вопрос секса стоит в центре этого спада. Даже экономисты (по меньшей мере некоторые из них) постепенно начинают видеть связь между браком и экономикой.
Хотя христиане на Ближнем Востоке и умирают мученической смертью, христианам в США тоже придется заплатить свою тяжелую цену. Сначала в естественном виде – хорошей семейной жизни, а затем и в виде дополнительных издержек, из которых не самыми маленькими станут дополнительные налоги, чтобы оплатить восстановление сломленной Америки. Хотя цена высока, выбор ясен: или жить жизнью, наполненной смыслом и любовью, или жить погоней за удовольствиями и потребительством, но без людей. Для тех, кто над этим размышляет, ответ очевиден.
Зачем это делать? Ради любви. Потому что лишь любовь может победить тиранию, построенную на неправильном отношении к сексу. Это известно каждому обманутому супругу. Каждому бывшему порно-зависимому. Америке снова придется этому научиться. Но научиться у тех, кто умеет любить. Хотя нам всегда будут нужны храбрые военные, появляется новый вид солдат: тот, что поклялся хранить чистую любовь. Звучит заезжено, но, возможно, история должна повториться?
Автор: Патрик Фэган (Patrick Fagan) Life Site