Переступив порог XXI столетия, мы вступили в эпоху ребёнкоцентризма в образовании. Многие теории воспитания ребенка, включая и печально известную Рожану, в своих брошюрах часто апеллируют к некому Золотому Веку в жизни семьи.
Однако любой человек, хотя бы бегло знакомый с историей средних веков как в Европе, так и в России, знает, что, пожалуй, до начала ХХ века каждый новый ребенок в семье рассматривался как еще один нахлебник в лучшем случае, в худшем — побочный продукт сексуальных отношений, неизбежность, с которой следовало смириться. Конечно, в семьях высшего сословия дела обстояли немного лучше, но достаточно почитать любого классика XVIII или XIX века, чтобы понять, что быть ребенком в наши дни намного лучше, чем быть ребенком тогда.
С одной стороны, данные перемены не могут не радовать. Современный мир отказался от идеи физического насилия как метода воспитания. Детей больше не запирают в темных комнатах и не оставляют без ужина. Каждый родитель обязан заботиться о физическом и психологическом комфорте своего чада. Однако у любого явления есть и оборотная сторона медали, которая в данном случае выражается в том, что экономическая доктрина lassez-faire проникла и в отношения отцов и детей. Родители больше ни в чем не ограничивают своих детей, позволяют им делать выбор во всех вопросах, даже в тех, в которых ребенок еще не способен разобраться просто в силу недостаточной развитости всех долей мозга. Фигура Родителя подменяется фигурой Друга или Подружки.
К сожалению, данное явление проникло и в сферу школьного образования, и мне как преподавателю частной школы приходится каждый день наблюдать, как из образовательного учреждения школа превращается в некое подобие развлекательного центра.
Раньше, отправляя ребенка в школу, родитель ожидал, что школа даст ребенку знания. Сейчас же, как я с удивлением для себя узнала, школа должна повышать самооценку ребенка, делать его счастливым и уже только после этого — давать ему образование.
Счастье, на мой скромный взгляд, — субстанция весьма туманная и до сих пор еще плохо описанная. Лучшие романисты, поэты, психологи и прочие до сих пор спорят о том, что же это такое. Более того, счастье — категория социально обусловленная. На Гоа можно жить в хижине на пляже, питаться плодами деревьев, медитировать сутки напролет, и вопросов к тебе не возникнет. Ты счастлив! Можно быть пастухом где-нибудь в Гвинее, и твое счастье будет прямо пропорционально количеству скота. Но индивиду, проживающему в Москве, очень трудно быть счастливым без прочной крыши над головой, а медитировать сутки напролет без наличия постоянного дохода достаточно проблематично. Поэтому предлагаю оставить вопрос школы как источника счастья и обратиться к проблеме самооценки.
Хочу сразу оговориться, что я категорически против того, чтобы унижать и «чмырить» детей, пользуясь авторитетом учителя. Однако самооценка — это прямой продукт реальных достижений, и мне не совсем понятно, на основании чего должна стремиться ввысь самооценка того, кто ничего не знает, ничего не умеет и ни на что не способен. Но, не дай Бог, учитель нанесет удар по хрупкому эго ребенка, сообщив ему, что 2х2 не 5, а вовсе даже 4.
За последние полгода в частной школе я узнала, что я не могу сказать родителям ничего плохо об их ребенке. И один раз у меня был серьезный и продолжительный разговор с директором после того, как я сказала маме одного мальчика, что её сын бьет других детей. Она, как выяснилось, очень расстроилась и пошла к директору. А мамы тех детей, кого он бил, не расстраивались?
Я не могу сказать родителям, что их ребенок очень плохо успевает по предмету, не в состоянии понять простейшие вещи, либо же вообще на уроках ничего не делает, потому что это наша вина как школы, что он не может прочитать слово «корова», не потратив на это пять минут.
В школе нет системы оценок, потому что это наносит непоправимый удар по детской психике. Как следствие, я полагаю, родители отдельных учеников на экзаменах в старшей школе узнают, что знания их детей по математике или английскому соответствуют старой доброй «двойке».
Плохое поведение объясняется долгим процессом адаптации и т.д. и т.п.
Учитель полностью лишился своего авторитета. Теперь он должен обучать, развлекая. К счастью для себя, у меня это получается очень даже хорошо. Однако для своего ребенка я буду искать другую школу…