Дойл мог использовать эту скрипку, чтобы дать нам важную подсказку к загадочному характеру знаменитого жителя Бейкер-стрит. Если это так, то в течение 130 лет ее упускали из виду. Позвольте мне изложить это дело шаг за шагом.
В 1887 году, после долгого периода отказов, был опубликован первый роман Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе: «Этюд в багровых тонах». Детектив наконец добился своего дебюта в ноябрьском выпуске Beeton’sChristmas Annual – как всегда историю рассказывал верный ассистент Холмса, доктор Джон Ватсон.
Задолго до первого упоминания о знаменитой шляпе, трубке или увеличительном стекле, Ватсон рассказал о любви Холмса к скрипке:
«Я знал, что он может исполнять скрипичные пьесы, и довольно трудные: не раз по моей просьбе он играл «Песни» Мендельсона и другие любимые мною вещи. Но когда он оставался один, редко можно было услышать пьесу или вообще что-либо похожее на мелодию. Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам».
Позднее в «Приключениях картонной коробки» (1893) было сказано, что у сыщика была скрипка Страдивари – итальянская марка совершенного качества. Мало кто из читателей считал это чем-то большим, чем просто приятным дополнением к примечательному характеру Холмса. Я думаю, что за этой фразой заключалось нечто большее.
Дойл мог использовать эту скрипку, чтобы дать нам важную подсказку к загадочному характеру знаменитого жителя Бейкер-стрит. Если это так, то в течение 130 лет ее упускали из виду. Позвольте мне изложить это дело шаг за шагом.
Скрипки и подделки
В викторианскую эпоху популярность фортепиано и скрипок резко возросла. Но ни один мастер не был так знаменит, как Антонио Страдивари из Кремоны, хотя на его изделиях чаще указывался латинизированный вариант его фамилии: Stradivarius. Увы, но вместе с инструментами других великих итальянских марок, таких как Амати и Гуарнери, прекрасные инструменты Страдивари также стали предметом нечестной наживы.
Поделка скрипок Страдивари стало обычным делом. Мошенники пользовались невежеством людей, обманывая тех, кто искал самые лучшие итальянские скрипки, и продавали им дешевые заводские инструменты выдавая их за шедевры.
Одним из известных примеров стало дело Ходжеса против Чанота в 1882 году, в котором Джордж Чанот был объявлен мошенником, выдающим обычную скрипку за изделие Карло Бергонци (Carlo Bergonzi). Это дело получило широкое распространение в прессе и было хорошо известно публике.
Многие из этих подделок все еще находятся среди нас. Зайдите на любой аукцион в Великобритании, и я гарантирую, что вы там найдете как минимум одну старую скрипку викторианской эпохи с порванными струнами и весьма жалким видом. Внутри обязательно окажется ярлык Антонио Страдивари или другого старого итальянского мастера. Покупатели, без сомнения, признают в ней подделку, а не раритет.
Контекст, дружище
Ученые и фанаты хорошо поработали, выискивая истоки историй и персонажей Дойла. Мы знаем, что персонаж Холмса был частично взят с Джозефа Белла, хирурга и медика, кого Дойл знал с той поры, когда был студентом Эдинбургского Университета.
Мы знаем, что писателя подстегивал интерес викторианского общества к настоящим преступлениям и детективной литературе. Например, мы видим, что к этому литературному жанру приложил руку первый детектив полиции Эдинбурга, Джеймс МакЛеви (James McLevy).
В 1860-х годах МакЛеви опубликовал ряд невероятно популярных книг о преступлениях на основании случаев, с которыми он работал. То, как он консультировался с врачами и учеными из университета Эдинбурга в поисках новых способов раскрытия необычных преступлений ещё до развития криминалистики, очень похоже на то, как Холмс решал свои загадки.
Так же очень популярными были книги Джеймса МакГована (James McGovan). МакГован был детективом, проводившим расследования на улицах Эдинбурга. Позднее стало известно, что эти книги написаны известным эдинбургским скрипачом, Уильямом Кроуфордом Ханименом (William CrawfordHoneyman).
Книги «МакГована» публиковались с 1878 по 1884 год, что сильно пересекается с тем периодом, когда там жил Дойл (с 1876 по 1881 год). Следовательно, весьма вероятно, что писатель был по меньшей мере, был знаком с этими книгами.
Настоящая Кремона
Последней книгой «МакГована» стала серия рассказов «Выслеживание и поимка или мемуары городского детектива» (1884). В нее входит короткий рассказ под названием «Романс настоящей Кремоны» о том, как МакГован расследовал кражу скрипки Страдивари из усадьбы неподалёку от Эдинбурга. Во время расследования МакГован опрашивает владельца, господина Клеффтона, о стоимости скрипки:
«- Она стоит 400 фунтов: недавно я отказался ее продать за 200 фунтов, — продолжил Клеффтон.
— 400 фунтов! – Повторил я. – Разве может скрипка стоить таких денег?
— Нет, конечно, но это ее реальная ценность, — неохотно признал он.
— А во сколько она обошлась вам?
— 40 фунтов, — ответил он».
Ватсон рассказывает похожую историю о Холмсе в «Приключениях картонной коробки». Он пишет, что детектив «приобрел свою собственную Страдивари, которая стоила по меньшей мере пятьсот гиней, у ростовщика-еврея на Тоттенхем Корт Роуд за пятьдесят пять шиллингов». Следует отметить, что оба инструмента были куплены за сумму, которая составляла примерно одну десятую ее реальной стоимости.
Еще одна схожесть обоих рассказов в том, что обе скрипки прошли через ростовщиков. В реальной жизни поддельные инструменты часто продавались через перекупщиков, чтобы скрыть личность мошенника.
В «Настоящей Кремоне» МакГован посещает мистера Тернера, «эксцентричного знатока», у которого «была мания покупать скрипки, на которых он никогда не играл и не мог играть». В изначальном черновике Дойла о Шерлоке Холмсе, сыщик должен был быть коллекционером редких скрипок.
Но это так и не вошло в окончательный вариант книг, однако в «Этюде» говорится о том, что Холмс «любил поразглагольствовать о кремонских скрипках и разнице между Страдивари и Амати». Конечно, при этом он демонстрировал тот же энтузиазм викторианского коллекционера, что и мистер Тернер.
Язык, которым эти писатели описывают игру на скрипке, тоже очень похож. В рассказе «Настоящая Кремона», Клеффтон отмечает, что «слуги иногда брали ее [краденную скрипку], чтобы поводить смыслом по струнам». В «Этюде в багровых тонах» Ватсон говорит о том, как Холмс «небрежно водил смычком по струнам».
Конечно, небрежная игра на скрипке встречается и в других книгах викторианской эпохи. Однако это еще одно неоспоримое сходство с книгами Ханимена, и оно показывает, что Дойл также использовал тот же викторианский контекст.
Наконец, стоит отметить, что история МакЛеви была опубликована в 1884 году, то есть два года спустя после дела Ходжеса против Чанота и других задокументированных подозрений в отношении рекламы скрипок Страдивари, которые появились примерно в то же время.
Будучи сам скрипачом, Ханимен имел весьма хорошее представление об этих делах. На самом деле, в своих последующих рассказах о скрипках, он рассказал историю об инструменте, купленном за 22 фунта ничего не подозревающим джентльменом, который искренне верил, что она стоит 1000 фунтов, тогда как в действительности она стоила не больше 5.
Дело закрыто?
Вкратце, и в «Настоящей Кремоне» и в книгах Дойла был намек на то, что скрипки Страдивари были подделками.
Они являлись продуктами мошенников, орудовавших в викторианскую эпоху.
Отсюда напрашивается вопрос: если Дойл намеренно вписал эту деталь в книги о Шерлоке Холмсе, что он пытался этим сказать о своем персонаже? Возможно, он пытался указать на то, что у детектива были недостатки: он с легкостью расправлялся со сложными преступлениями, но у него были и промахи.
Каждый раз, когда Холмс набивал свою трубку и объяснял Ватсону, кто был преступником, было одно нерешенное дело прямо под его носом, о котором он даже не догадывался. Возможно, Дойл втайне смеялся над этим до собственной смерти, которая наступила через 40 лет.
Источник: The Conversation
Перевод: Анна Углева