Интервью с руководителем Центра исследования истории и культуры Христианства Евроазиатской богословской семинарии
Серия: «Историческое исследование: от вопроса до ответа»
— Когда на титульном листе книги или журнала написано «Научное издание», у читателя возникает некоторое ощущение серьезности от того издания, которое он держит в руках. Но почему там появляется эта надпись? И вообще, что делает издание научным?
— Ответ на первый вопрос прост – надпись «Научное издание» появляется по согласованному решению автора и издателя. С этим все просто. Ну а что делает это издание научным и, соответственно, что побуждает издателей подобным образом маркировать свои материалы – об этом стоит сказать подробнее. Этот вопрос напрямую связан с тем, какие критерии важны для нас при определении научности текста. Есть как минимум два критерия, которые пусть и не абсолютно, но с весьма высокой степенью вероятности позволяют нам определить научность текста. Первый – принадлежность к той или иной академической традиции. Второй – соблюдение правил производства научной информации, научного знания.
— Всего два? Неужели они могут обеспечить оценку? Ведь всегда можно сказать, что «традиция есть» и «правила соблюдены»! Так достаточно ли этих критериев?
— Как я уже сказал, это основные, но не абсолютные критерии. Да, вполне можно привести и более длинный список, но и он, будь он любой длины, не сможет защитить от бинарных ответов: «есть» и «нет». Проблема ведь не только в том, чтобы назвать критерии, но в большей степени в том, как именно их прояснять и применять. Недобросовестность и непрофессионализм авторов и издателей – отдельная проблема, решение которой лежит в несколько иной сфере. Если же говорить про корректную оценку научности, в первую очередь следует обратить внимание на то, к какой традиции принадлежит текст того или иного автора. Это весьма важная тема, поэтому давайте уделим основное внимание ей.
Принадлежность текста к той или иной академической традиции зависит от того выбора, который совершил автор текста. К сожалению, далеко не всегда авторы осознают свою принадлежность к той или иной традиции, однако даже в этом случае традиции оказывают на них свое влияние. Выбор базовых принципов, научных подходов, методологии, методов – в рамках академической традиции существуют типовые решения для большинства случаев. Чем выше уровень профессионального мастерства автора, тем основательнее он будет погружен в ту или иную традицию.
— А существуют ли какие-то принципы отбора академических традиций? Или главное – приобщиться к традиции, а к какой – не важно?
— Как известно, не все традиции одинаково полезны. Речь идет не о том, какие из них «правильные» или «не правильные», а о тех ресурсах теоретической работы, которые может предоставить та или иная традиция. Вот, например, вы захотите зафиксировать какое-то событие из жизни. Если у вас нет ничего кроме памяти – сделать это будет довольно трудно. Наличие блокнота существенно упростит вашу задачу. Ну а если помимо блокнота у вас появится еще и видеокамера – ваши записи будут значительно более информативными. Так и с научными традициями – некоторые из них менее, а другие более ресурсоемки.
— А связаны ли с научными традициями правила производства научного знания, о которых вы говорили?
— Да, конечно! Эта связь довольно сильная, потому как в разных академических традициях могут существовать весьма разные представления о том, какие научные процедуры необходимо соблюдать. Принадлежность к традиции позволяет с легкостью находить ответ на подобные вопросы. Стоит уточнить, что правила и принципы производства знания отличаются не только между отраслями научного знания. Фундаментальные правила применимы и к физике, и к химии, и к истории, и к другим наукам. Но вот определение того, какие правила считать фундаментальными и универсальными – это решается на уровне традиции.
— Как автору ознакомиться с той или иной традицией и выбрать подходящую?
— Академические традиции проявляются в текстах их авторов. Поэтому чтобы понять ту или иную традицию – для этого необходимо ознакомиться с ключевыми работами в рамках традиции, а также с работами тех исследователей, которые работали над той или иной темой. Обзор основных работ – важная часть любого научного произведения. В исторических исследованиях это называется обзором историографии. Профессиональный историк должен стоять на твердом основании академической традиции. Это весьма важно и для него самого, так как традиция предоставит ему свои исследовательские ресурсы, и для других ученых, которые смогут применить его наработки в будущем.
Беседовала: Елена Кондрашина