Интервью с руководителем Центра исследования истории и культуры христианства Евроазиатской богословской семинарии
— Вот уже несколько лет подряд в русскоязычном мире становятся все более популярными темы, связанные с церковной историей. Среди них особое место занимают истории особых людей – тех, кого часто называют «героями веры». Кто же они такие?
— Чтобы найти ответ на вопрос о том, кто такие «герои веры», нужно сперва определиться с тем, кого мы ожидаем увидеть через эти слова. Начнем с «героев». В повседневных практиках это слово чаще всего понимают как минимум в двух вариантах: либо в качестве обозначения человека, обладающего исключительной смелостью, отвагой, доблестью и совершившего что-то значимое, либо в качестве главного действующего лица, о жизни которого появляются рассказы, художественные или публицистические. Итак, у нас два «героя»: один – доблестный совершитель подвигов, другой – просто заметный человек, пусть даже и не совершивший ничего выдающегося.
У понимания «веры» вариантов еще больше, чем у «героев». Если мы откроем современные словари, то можем найти множество определений «веры». Самым популярным будет определение ее как искренней убежденности в чем-либо или в ком-либо. Большинство других похожи на него, но существует и совершенно иное. Речь идет не об особом варианте формулировки, а о принципиально ином смысле. В статье Игоря Николаевича Данилевского и Андрея Львовича Юрганова «Правда» и «вера» русского средневековья», которая была опубликована в журнале «Одиссей. Человек в истории» в 1998 году, приводится весьма интересное исследование того, как в русской средневековой традиции трактовали понятия «правды» и «веры». Категория «правды» предполагала искреннюю уверенность в чем-либо, верность и последовательность в действиях. «Вера» же ассоциировалась с верным исполнением обрядов, предусмотренных священным каноном. Такое определение возникло еще в Средние века, но до сих пор имеет некоторую популярность в русскоязычном мире. Итак, мы можем говорить о двух «верах»: искренней убежденности и об обрядовом соответствии канонам.
Ну а теперь можно поговорить и о «героях веры». Простые вычисления позволяют нам обнаружить четыре варианта тех, кто может быть назван подобными словами. В первую очередь это люди, чьи героические поступки были мотивированы их искренней убежденностью в том, что тем самым они исполняют волю Божью. При этом подобные мотивы должны были быть известны как самим «героям», так и тем, кто впоследствии описал их подвиги. Второй вариант – люди, которые готовы были жертвовать многим, в том числе собственной жизнью, для того чтобы сохранить «истинные» церковные обряды и все связанное с ними. Третий вариант – те, кто на протяжении своей жизни смог продемонстрировать искренность своих убеждений, своей уверенности в Боге, хоть и не совершил разовых крупных «подвигов». И, наконец, четвертый вариант – те, кто в течение своей жизни прилагал усилия к сохранению и развитию церковной культуры и достиг заметных результатов в этом труде. Если мы обратим свои взоры на христианскую историю, найти примеры всех четырех вариантов «героев веры» будет довольно просто.
— Это серьезно расширяет список тех, кого можно называть «героями веры». Но ведь даже при таких широких рамках мы имеем относительно небольшой список этих самых «героев». Как же простые люди становятся «героями веры» и откуда мы узнаем об их жизни?
— Сказать о том, сколько всего существует «героев веры», довольно сложно. Во многих церквях существует практика канонизации святых. Благодаря ей в истории появляются общецерковные и местночтимые святые. Подсчитать первых, в принципе, можно, а вот с пересчетом последних могут возникнуть серьезные трудности. Но подобная практика есть в основном у католиков и православных. В большинстве протестантских церквей не существует формализованной канонизации. Однако «герои веры» все равно возникают. Почему? Потому что находятся люди, которые готовы рассказать об их жизни и сделать ее известной многим другим.
Кто же эти люди? Чаще всего это современники или те, кто жил вскоре после событий жизни тех, кого причисляют к «героям веры». Самое важное для таких людей – записать то, что они хотят донести до потомков. Если записи есть – есть шанс и на появление «героев веры», если же записей нет – какой бы правильной и важной ни была жизнь тех или иных служителей, «героями веры» им стать не получится. В мире было и есть много хороших людей, искренне служащих Богу и людям, но стать известными смогут лишь немногие. Хотя стоит отметить, что если человек делает действительно что-то важное и заметное, скорее всего найдутся те, кто сможет написать о нем и о его жизни хотя бы несколько страниц.
Массовая грамотность, с одной стороны, повысила шансы на то, что история не будет утеряна, но с другой, создала возможности для столь же массовых фальсификаций исторических событий. При этом большинство таких недоброкачественных текстов написаны без злого умысла! Не стоит вспоминать лучшие традиции прошлого века и искать вредителей и врагов народа в каждом встречном, а также придумывать всевозможные наказания за попытки поиска истины! Большинство фальсификаций истории связаны с непрофессионализмом и отсутствием научной этики у тех, кто пишет популярные работы по тем или иным историческим вопросам.
— Но если вокруг много фальсификаций, довольно остро встает вопрос о том, кому из авторов стоит доверять?
— Да, вопрос действительно острый и важный. И, к сожалению, дать однозначный простой ответ на него я не смогу. Можно, конечно, привести список из «надежных» и «проверенных» авторов, которые пишут на разные темы, но и он не сможет гарантировать того, что кто-то из серьезных исследователей никогда не допустит ошибку или никогда не напишет плохой текст. Правильнее думать не в сторону того, кого из авторов поощрить, а кого изгнать с книжных полок. Намного лучше будет освоить навыки различения плохих и хороших исследований. Чаще всего о «героях веры» пишут не ученые, а кто бы то ни было еще. Рассказы «приукрашаются» цитатами из Священного Писания, вольными пересказами прямой речи и иными текстами. Кроме того, пересказы таких рассказов порождают предания, мифы и легенды. Задача ученого в такой ситуации – поставить правильные вопросы, освободить текст от излишних домыслов и постараться восстановить, насколько это возможно, точную последовательность событий. По отношению к средневековой истории такая задача выполнима с большими затруднениями, а вот в истории XX и XXI веков чаще всего это вполне возможно. Но вместо этого многие авторы, к сожалению, не выделяют ценное из существующего, а плодят новые выдумки. Не стоит слагать былины о героях, нужно показывать их жизнь такой, какой она была, со своими трудностями и радостями, со всеми особенностями повседневной жизни. В противном случае «герои веры» могут стать кем-то вроде героев комиксов – красочными персонажами, которые выглядят привлекательно, но в реальность жизни которых не верится. А ведь большинство тех, кого именуют «героями», абсолютно реальные люди!
— Получается, что рассказы современников нужны и важны, но в основном как основа для серьезных исследований. И если автор профессионал – хорошая работа может появиться. А если нет, скорее всего не появится, хотя и профессионалы могут ошибаться. Как же правильно написать биографию «героя веры»?
— Первое с чего стоит начать – это с определения собственного мотива. Ученый должен быть движим поиском истины. Желание кому-то что-то доказать, подтвердить какие-то свои уже сложившиеся предубеждения, показать неправоту других – все это и тому подобное не должно быть мотивом для профессионального исследования. Это первое. Но вооружиться правильными мотивами мало, нужно вооружиться и профессиональными компетенциями. Если речь идет об исторических исследованиях, лучше всего поступить на образовательную программу в исследовательский университет. В сфере христианской истории есть двухлетние магистерские программы «История Христианства в России» (Master of Arts in Church History) и «Управление социальными исследованиями» (Master of Arts in Social Research) Евроазиатской богословской семинарии. Обучение там строится строго вокруг реальных исследовательских проектов, которые начинают сами студенты или к которыми они присоединяются. После того как необходимые компетенции приобретены, необходимо построить план исследования и приступить к сбору данных. Затем будет несколько этапов обработки, интерпретации, и уже после всего этого – написание текста биографии.
Так, например, действуют исследователи проекта «Подвижники земли русской» (Cоциально значимый проект «Подвижники земли русской», реализуемый на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 года № 245-рп.). Их проект охватывает широкий круг вопросов, посвященных христианской истории. Одной из ключевых фигур, которой посвящено внимание в рамках проекта, является Иван Ефимович Воронаев – один из тех, благодаря кому в России появилось активное движение христиан-пятидесятников. Если ввести в поисковых системах его имя, можно найти много разных текстов, большинство из которых основаны на принципах «мне_так_кажется-науки». При этом некоторые из материалов претендуют на научность. С сожалением можно отметить, что серьезных работ о Воронаеве совсем мало. Понимание этого во многом и подвигло группу серьезных исследователей христианской истории начать проект «Подвижники земли русской» и попытаться разобраться в том, кем был Иван Ефимович и что важного он действительно внес в развитие христианства в России. К счастью, их труд основан на глубоком изучении значительных объемов исторических источников, в первую очередь – архивных материалов, благодаря чему можно ожидать появления приличных публикаций уже в ближайшее время.
— Значит, есть еще надежда на появление хороших публикаций? И вообще, каковы перспективы изучения церковной истории?
— Надежда есть всегда! Особенно когда появляются серьезные исследовательские проекты, в которые вовлекаются группы профессиональных ученых из разных регионов мира. Можно с радостью отметить, что с каждым годом подобных проектов становится все больше и больше. Безусловно, не все из них будут успешными, но уже сам факт появления желания и приложения усилий к познанию истины, к изучению христианской истории значительно повышает шансы на то, что она не только не исчезнет, но и будет описываться и исследоваться все лучше и лучше.
Относительно перспектив, думаю, что наиболее интересным сегодня является изучение региональной истории, при этом через оптику микроистории, в первую очередь – истории повседневности. «Глобальных» историй уже довольно много, а вот работ по микроистории пока совсем мало. Но уже многие люди начинают получать достойное профильное образование, возникают многие проекты, например, уже названный «Подвижники земли русской», который также ориентирован на микроисторию, поэтому можно говорить о том, что данное направление будет иметь серьезное развитие. Тем более, что это соответствует современным международным научным трендам.
Беседовала Елена Кондрашина.