Интервью с руководителем Центра исследования истории и культуры Христианства Евроазиатской богословской семинарии
— Когда в книжном магазине на полке стоит книга, посвященная каким-то историческим событиям, читатели разглядывают обложку, смотрят оглавление, читают страницы, пытаются найти интересные фрагменты. Сюжеты, идеи, оформление – читателей может заинтересовать многое. Но мало кто задумывается над тем, откуда эта книга появилась на полке, кто ее написал и, главное, как. Так как же появляются книги по истории?
— Как и другие книги, исторические работы готовят профессиональные авторы. К сожалению, это далеко не всегда так, но давайте на время забудем о любительских изданиях. Серьезное историческое издание готовит историк с соответствующей публикацией, чаще – коллектив историков-профессионалов. Большинство публикаций выходит под именем одного-двух авторов, но стоит помнить что серьезная книга может быть написана только после проведения качественного масштабного исследования. А ни одно большое исследование не проводится в одиночку!
Вообще, подготовка и написание книги по истории – это весьма длительный и сложный процесс, который начинается задолго до того, как в файле с рукописью появятся первые строчки. Как я уже сказал, книгу предваряет историческое исследование, а потому в первую очередь следует уделить внимание тому, как появляются, развиваются и завершаются исследовательские проекты. Это огромное пространство научного творчества, о котором, к сожалению, не так уж и много известно, причем не только рядовым читателям, но часто и людям с историческим образованием.
— Неужели кто-то из историков может не знать то, как исследовать историю?
— Знать-то знают, но вот опыт есть далеко не у всех. Понимаете, написание нескольких рефератов, курсовых работ, эссе и дипломной работы – занятие полезное, но оно вовсе не гарантирует появления у студента или выпускника исторического факультета достаточного опыта исследовательской работы. А если нет опыта, то и представления о данном виде деятельности будут весьма и весьма отвлеченными. К сожалению, весьма часто студенты пишут свои собственные работы почти полностью игнорируя работу с первоисточниками, а лишь ограничивают свои изыскания анализом публикаций других авторов. При грамотном подходе это, конечно, важно и нужно, однако труд историка не ограничивается ознакомлением с наработками коллег – никто не отменял важность работы с первичными источниками, с теми текстами, которые опубликовали очевидцы и современники событий. Историку важно не только знать ответы, но и уметь правильно ставить вопросы.
Мне довелось несколько раз преподавать введение в историю для школьников. Классический вопрос в этом курсе звучит примерно так: «Откуда мы узнаем об истории?». Его задают в разных формулировках, но смысл всегда примерно такой же. На этот вопрос есть не менее классический ответ: «Из учебников по истории». Если попросить озвучить еще несколько вариантов, можно услышать о том, что историю мы узнаем из уст учителя истории или, в лучшем случае, из публикаций ученых-историков. При этом часто сами учителя истории, которые, кстати, тоже имеют историческое образование, мыслят примерно в том же направлении. Они, правда, знают что ученые-историки анализируют источники, а вот как они это делают – ответ на этот вопрос чаще всего остается в глубинах воспоминаний об их давних студенческих буднях.
— Получается что существует две группы историков: те, кто исследуют прошлое, и те, кто об этом рассказывают?
— Да, оптимистичный вариант звучит примерно так. Есть профессионалы-исследователи, которые проводят свое рабочее время в «полях», т.е. в реальных исследовательских проектах. Ну а есть те, кто читают про эти самые проекты и в более-менее доступной форме рассказывают широкой аудитории о прочитанном. Тут, кстати, стоит упомянуть журналистов, которые занимаются популяризацией исторических знаний. Их труд не менее важен чем труд учителей истории, хоть в отличие от последних они и не ставят оценки за то, как их слушают. Про то, как работают учителя и журналисты, знают многие, а вот про то, как устроена работа исследователей – про это, как я уже говорил, знают немногие.
— Так как же устроен их труд? Чем занимаются историки-исследователи? Какие проекты они реализуют?
— Работа историка, как и любого другого исследователя, начинается с подготовки исследовательского проекта. В этом деле существует как минимум две стороны – административная и академическая. При этом обе они должны помочь найти ответ на основной вопрос, который и стал причиной появление проекта. Это, конечно, не основной вопрос жизни, вселенной и всего такого, но все же весьма важный вопрос. Задать его может заказчик исследования или сам историк. Этот вопрос может быть связан с чем-то неизвестным, о чем нужно узнать, либо же с непониманием того, что делать с тем что уже известно. Звучит несколько отвлеченно, поэтому, наверное, стоит привести пару примеров.
Вот, например, вы приезжаете в какой-то регион и обнаруживаете там множество протестантов. Вас может удивить их количество и активность и из-за этого вам захочется понять откуда они там появились, как жили, чем занимались раньше и что делают сейчас. Можно, конечно, притвориться что вы их заметили недавно, а потому они – тоже появились недавно. Но, как рядовой наблюдатель, вы явно все же менее проницательны чем Луи Пастер, следовательно, абстрактно рассуждать о том, где были протестанты до вашего «открытия» – как минимум некорректно. Правильное решение в данной ситуации – сформулировать хороший исследовательский вопрос и провести адекватное историческое исследование. Безусловно, серьезное исследование могут провести только профессионалы!
— Это пример про неизвестное. А про известное, но непонятное?
— Предположим, вы узнали когда и откуда протестанты появились в каком-то регионе. С тех пор они стали для вас более-менее известными. Раньше вы про них ничего не знали, а теперь уже имеете некоторые представления. Например, вы знаете что они любят петь христианские гимны. А почему именно эти? А зачем они нужны? А как они влияют на их повседневную жизнь и служение? Как написать новый гимн, но такой же по звучанию и значению? Вопросов может быть очень много. В их многообразии исследователю нужно выбрать основной, который и задаст оптику его исследовательского проекта. Ну а что происходит в проекте дальше – это большая увлекательная история!
Беседовала Елена Кондрашина