Число людей, умерших в мире от сердечно-сосудистых заболеваний выросло с 12,4 миллиона в 1990 году до 19,8 миллиона в 2022 году. Однако уровень смертности от этих болезней в России и в ряде других стран снизился на 30% по сравнению с 1990 годом. Такие выводы и исходные данные были представлены 12 декабря в авторитетном научном медицинском журнале Journals of the American College of Cardiology. Российские эксперты отмечают, что часть опубликованных результатов вызывает вопросы и требует дополнительной проверки.
Исследование провел международный коллектив медиков под руководством доцента американского Института изучения метрики здоровья в Сиэтле (IHME) Грегори Рота. Они изучили статистику, собранную по 18 различным болезням сердца и сосудов и связанным с ними 18 факторам риска в 204 странах — участницах ООН по данным, собранным в рамках проекта Global Burden of Disease (GBD). Этот проект с 1990 года ведут Всемирная организация здравоохранения, фонд Билла и Мелинды Гейтс и IHME.
Согласно статье несмотря на то, что с 1990 года глобальный уровень смертности из-за сердечно-сосудистых заболеваний уменьшился на 35%, абсолютное количество летальных исходов увеличилось с 12,8 миллиона до 19,8 миллиона. Это повышение авторы исследования связывают с увеличением среднего возраста населения мира. Аналогичная тенденция наблюдается и в странах Восточной Европы, где зарегистрированы одни из самых высоких в мире показателей смертности от заболеваний сердца и сосудов, указывают авторы статьи.
Ученые подчеркивают, что основным фактором риска в восточноевропейских государствах, включая Россию, является гипертония, и ее нужно учитывать при разработке стратегий снижения смертности и заболеваемости.
Согласно публикации, в России, как и в других странах Восточной Европы, уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний остается сравнительно высоким — 400 случаев на 100 тысяч населения. Однако в нашей стране он стал меньше на 30% по сравнению с 1990 годом, когда показатель составлял 569 смертей на 100 тысяч населения.
«В России действительно отмечается снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний атеросклеротического генеза (АСССЗ). Фактически он приблизился к уровню конца 1980-х годов. Причина этого — появление новых методов диагностики и новых препаратов. Кроме того, совершенствуется культура правильного лечения, уменьшается разница между научными достижениями и клинической практикой», — сказал главный научный сотрудник лаборатории фенотипов атеросклероза ФГБУ НМИЦ Кардиологии имени академика Е.И. Чазова Минздрава России, генеральный директор Общества по борьбе с атеросклерозом, кардиолог, доктор медицинских наук Игорь Сергиенко.
С ним согласен директор направления по медицине АО «Русатом РДС» госкорпорации «Росатом» Анатолий Мялицин, отметивший, что «в последние 25-30 лет в кардиологии наблюдаются кардинальные изменения, практически революция в кардиохирургии».
«Современные эндоваскулярные методы лечения стали играть значительную роль в борьбе с серьезными заболеваниями, такими как ишемическая болезнь сердца, которая составляет 80% всех сердечно-сосудистых заболеваний и является причиной многих смертей.
В России огромное количество операций делается транскатетерными методами, без наркоза, без скальпельных разрезов, под местной анестезией. К примеру, та же радиочастотная аблация. Изменилось и соотношение аортокоронарного шунтирования и стентирования коронарных артерий. Сегодня стентирование составляет 85-86%, остальное – шунтирование для сложных случаев. В лечении сосудистых заболеваний благодаря новейшим эндоваскулярным технологиям 80-85% всех операций на аорте и периферических артериях сегодня проводятся эндоваскулярно. Все это дало эффект вкупе с активно развивающимися и внедряемыми новыми методиками диагностики и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний», — пояснил Анатолий Мялицын.
Однако профессор Сергиенко обращает внимание на противоречивую, по его мнению, информацию в статье про глобальную смертность от АСССЗ.
«Вызывает вопросы информация о том, что уровень смертности от АСССЗ в среднем снизился на 35% по сравнению с 1990 г, а общее число смертей от данного заболевания возросло с 12.8 млн до 19.8 млн. Это явное противоречие. Тем более представляется сомнительным объяснять данный феномен старением населения Земли», — говорит Игорь Сергиенко.
В статье говорится, что ишемическая болезнь сердца и инсульты ежегодно становятся причиной смерти приблизительно 19,8 миллиона человек. Это количество на 59% превышает показатели, зафиксированные в 1990 году. Интересно, что исследователи выяснили: смертность, учитывая возрастной фактор, пошла вверх с 1990 года только в 27 из анализируемых стран, в то время как в других 177 странах наблюдалось среднее снижение на уровне 30 — 35%.
Игорь Сергиенко отмечает, что смертность от АСССЗ в России все же в 3-5 раз выше по сравнению со странами Европейского союза и в 12 раз по сравнению с Японией.
«В первую очередь это обусловлено лечением не в соответствии с современными рекомендациями. Также требуют объяснения данные, что ишемическая болезнь сердца и инсульт уносят на 59% больше жизни по сравнению с 1990 годом. То есть, несмотря на развитие кардиологии, прорывные моменты в науки, возможность влиять на протеогеномику, смертность катастрофически растёт? На самом деле необходимо понимать субьективизм подобных заключений. Как ставится диагноз сердечно-сосудистая смерть? По определённым критериям, которые меняются. Как пример — человека 70 лет нашли мёртвым в квартире. Какой диагноз? То, который определяется инструкциями на данном этапе. Например, острая сердечно-сосудистая недостаточность. А на другом этапе будет легочная, почечная и другая недостаточность. Или смерть от неустановленной причины. Или причиной будет последний диагноз, указанный в карте этого пациента», — объясняет Игорь Сергиенко.
Согласно исследованию, страны Восточной Европы остаются в лидерах по количеству смертей, вызванных сердечно-сосудистыми заболеваниями. В них фиксируется примерно 553 летальных исхода на 100 тысяч населения, что, тем не менее, на 24,3% ниже показателя 1990 года.