«Алиса» ― голос поколения 80-х, группа, которая представляла лучшую сторону советского и русского рока, теперь превратилась в черносотенный ВИА.
У меня самая большая претензия здесь возникает в связи с песней «Нае@али», в которой автор заменил букву «б» на «@». Все помнят, о чем эта песня была изначально. И пелось в ней не «бойцы», а «хохлы», и являлась она импульсивным ответом на события в Украине. Автор имеет право на свое мнение, но это не освобождает его от ответственности перед слушателями. Все остальное — колобки, купола, ветер… Но, не притягивайте текстовку «Алисы» к религиозным воззрениям ее бессменного лидера К. Кинчева. В конце концов, у нас есть примеры в роке очень приятных православных людей, без «великоросских» заскоков. Дело не в том, во что верит автор, а в том, что автор несет. Мне видится Энтео, несущийся с ломиком в руках громить очередную выставку, забавно пританцовывая под «Колобок»:
Бегал в догонялки с ветром
Босиком до неба, за витком виток.
Солнце запускал по следу,
Где ковал победы русский колобок.
Это все на полном серьезе. Что касается альбома в целом, оценивать здесь просто нечего. Кинчев и Ко поют одну и ту же пеню со времен «Солнцеворота». «Эксцесс» ― это приправленный доброй дозой электронной музыки гитарный гундеж с отсылками к русскому фольклору и режущим слух пафосным посылом. Безусловно, Кинчев замечательный вокалист, голос его звучит отлично, и он молодец, что не стареет, но пугает не его творчество ― пугает бессмысленность содержания. Все лучшее «Алиса» спела до альбома «Jazz» включительно.
Приятную мне «Алису», которую я люблю по альбомам до 1996 года, я здесь услышал лишь дважды: в песнях «Дети последних дней» и «Емеля», но все остальное ― саундтрек к заездам гудящих клаксонами и моторчиками байкеров Хирурга. Веселым и бездумным. Мне кажется, альбом нужно было называть не в честь первой песни, а в честь пятой.