Хотя Рождество это религиозный праздник, атеисты должны ценить его вклад в Западную цивилизацию — идею, что все люди изначально равны и все обладают человеческим достоинством.
У этого праздничного времени много традиций. Некоторые из них достаточно древние, другие — современные. Среди самых новых есть одна весьма парадоксальная: жаловаться на то, что Рождество с каждым годом становится все более религиозным. Поскольку это повсеместное явление, давайте спросим себя: привнесло ли Рождество что-то такое в Западную цивилизацию, что могло бы заставить даже атеистов уважать этот праздник в его первоначальном значении?
Можно говорить о ежегодном вкладе Рождества в подъем экономики, однако это будет лишь поверхностный взгляд. Рождество гораздо древнее, чем масштабная традиция дарить друг другу подарки, которая стала неотъемлемой частью праздника в последние десятилетия. Да и Западная цивилизация больше, чем современное коммерческое общество, которое измеряет своё здоровье ежегодным экономическим ростом. При более серьёзном подходе можно указать на шедевры в области искусства и музыки, связанные с рождественской темой. Однако ни то, ни другое нельзя назвать тем, что мы ищем. Хотя вклад в искусство — определённо заслуга Рождества, оно сделало намного больше для Западной культуры.
Но речь ведь идет не только о культуре, но и о всей Западной цивилизации. Термин «цивилизация» подразумевает общее юридическое законодательство или по меньшей мере ряд признаваемых обществом этических принципов. Такими ключевыми принципами, которые отличают Западную цивилизацию от варварства, являются уважение человеческого достоинства и отдельной личности. Это моральные принципы, лежащие в основе самых очевидных институционных характеристик, таких как верховенство закона, конституционализм, ограничение власти правительства и разделение общественной власти между несколькими ветвями. Все это имеет общую цель — ограничение власти одних людей над другими, особенно ограничение власти сильных над слабыми. Эта цель, в свою очередь, основывается на том, что все люди нуждаются в защите, имеют на нее право и все они без исключения обладают определенным достоинством, которое никому не позволено ущемлять.
Рождество — это воплощение идеи человеческого достоинства. Для христиан Рождество — это праздник Воплощения, когда Бог стал человеком, чтобы жить среди нас. Это значит, что Бог думал о людях как о существах, достойных спасения, и что Он решил спасти их, приняв человеческий облик в самом его совершенном виде, таким образом открывая людям путь к совершенствованию. Христианская вера в Воплощение таким образом неотделима от веры в объективную, сверхъестественную ценность человечества как такового и каждого человека в отдельности.
Вера в Боговоплощение подразумевает определённый эгалитаризм, который также был важен для Западной цивилизации. Согласно христианскому вероучению, все люди — грешники, поэтому все равны и никто не может заявлять о своём превосходстве над другими. И наоборот, Бог хотел спасти всех людей от их грехов и открыть для каждого путь к величественной судьбе. Таким образом, христианская концепция Боговоплощения была важна для формирования понимания того, что чего бы ни требовал социальный порядок в рамках иерархии и рангов, существует неотъемлемое моральное равенство всех людей: всем нужно оказывать определённое уважение, даже самым меньшим или низшим из нас.
Более того, история Рождества сознательно делает акцент на этом равенстве. Согласно Библии, Бог, ставший человеком, выбрал родиться в семье, не отличавшейся высоким социальным положением, её главой был человек, зарабатывающий на жизнь тяжелым трудом. Иисус был рожден в хлеву, а о Его появлении на свет сначала было объявлено не принцам, а обычным пастухам. Когда Иисус вырос, Он добровольно продолжал жить и проповедовать в основном среди обычного рабочего люда. Таким образом, Бог не только Своими словами, но и действиями показывает, что все люди равны и обладают равным достоинством.
Эта идея о человеческом достоинстве в течение веков укоренялась в западном сознании именно благодаря празднованию Рождества. Здесь можно вспомнить и темы уже упомянутых искусства и музыки, которые никогда не задумывались как политическая доктрина, но, тем не менее, влияли на политику. Потому что опять же именно из-за глубины своего убеждения, что все обладают неотъемлемым достоинством, Запад всегда противился идее власти одних людей над другими и использования кого-либо в качестве инструмента исполнения своих желаний.
Кроме того, сам факт признания равенства всех людей невозможен вне влияния христианства. Конечно, многие великие философы, такие как Аристотель или Кант, которые не опирались на христианские ценности, предполагали, что люди заслуживают уважения благодаря своей рациональной способности к моральной ответственности. Но даже философы-атеисты обязаны этим признанием влиянию христианиства.
Например, идея равенства в некоторой степени присутствует у Аристотеля, но она отодвинута его готовностью признавать рабство и более низкое положение женщин в культуре того времени. Равенство человеческого достоинства намного сильнее преобладает у Канта, однако последний жил и мыслил в культуре, которая уже на протяжении нескольких столетий находилась под влиянием христианской морали. Поэтому можно утверждать, что христианство и, соответственно, празднование Рождества было важной силой для популяризации идеи равного человеческого достоинства.
Христианские мыслители давно подчеркивали моральное совершенствование, которое принесло христианское учение Западному миру. Августин Блаженный, к примеру, указывает в труде «О Граде Божьем» на жестокие аспекты дохристианской практики войны. Среди язычников-римлян, отмечает он, было обычным делом убивать пленников или превращать их в рабов, что даже тогда считалось бесчеловечным среди посвящённых и гуманных людей того времени. Он утверждает, что подобная суровость постепенно уменьшалась благодаря прогрессивному влиянию христианской морали. Сегодня мы реагируем на подобную практику должным возмущением, однако аргументы Августина Блаженного призывают нас поразмыслить над тем, не является ли увеличение нашей гуманности и сдержанности результатом влияния христианства. Более того, это не просто про-христианская пропаганда христианских мыслителей. Даже Ницше, один из самых ярых философов-врагов христианства, признаёт, хоть и осуждает, моральное обновление, принесённое христианством. Как утверждает Ницше, оно повлияло, на переоценку древних ценностей, перевернув мир морали с ног на голову: там, где мир язычников превозносил силу сильных, христианство требует жалости для слабых.
Могла ли идея всеобщего равенства, которую признают как либералы, так и консерваторы, как прогрессивные, так и традиционные, как атеисты, так и верующие, развиться в отсутствии христианства? Трудно сказать. Мы не можем вернуться назад и начать историю сначала. Развитие цивилизаций, продолжающееся на протяжение веков и тысячелетий, не является экспериментом, который можно повторить, чтобы подтвердить его результаты. Мы можем лишь сказать, что развитие идеи о равном человеческом достоинстве было связано с распространением христианства на Западе, и мы не можем знать точно, выживет ли эта моральная идея без религиозной поддержки. Возможно, это станет достаточной причиной для атеистов, чтобы поддержать традицию празднования Рождества как религиозного праздника.
Источник: The Public Discourse