Говоря о Рождестве, нельзя оставить без внимания одну из значительных фигур того времени. Ирод, человек, которого потряс приход Волхвов, который инициировал убиение младенцев, и который был первым из многих, пытавшихся остановить приход Иисуса.
Описание: Ирод Великий был королем-марионеткой Римской Империи в Иудейской провинции. Его избрал на пост «Царя Иудейского» Римский Сенат приблизительно в 40 году до Рождества Христова. Это произошло после восстания против предыдущего правителя провинции, Хиркануса II, предводителем которого был племянник царя. Ирод правил в этой провинции с 37 года до Р.Х. по 4 год до Р.Х.
Ирод не был евреем по крови, он был идумеянином. Несмотря на то, что он принял все обычаи и практики иудеев, фарисеи того времени не считали его иудеем.
Ирод также отвечал за строительство великого храма в Иерусалиме. Храма, который римляне разрушили в 70 году после Р.Х. во время иудейского восстания.
Значение: именно Ирод принял Волхвов, его советники направили их в Вифлеем, город Давида. Именно Ирод отдал приказ о том, что впоследствии вошло в историю как «Избиение младенцев», в ходе которого Вифлееме были убиты все дети мужского пола до двух лет.
Первое упоминание: Ирод упоминается только во второй главе Евангелия от Матфея, по отношении к тому, как он встретил Волхвов. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему…И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою…Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:1-5, 7-8, 12, 16-17).
Этот отрывок включает упоминание пророчества из книги пророка Иеремии. В 31 главе, 15 стихе говорится следующее: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).
Упоминание Рахили в этом отрывке связано не только с тем, что она была частью еврейского народа и любимой женой Иакова, а также с тем, что ее могила находилась в Вифлееме.
Смерть Ирода в дальнейшем отметила начало безопасности для Иисуса в Израиле и окончание его пребывания в Египте.
«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:19-20).
О Его ссылке в Египет также было предсказано в Ветхом Завете. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).
Объяснение: Исторически присутствие Ирода рассматривается многими исследователями как проблема, если говорить с точки зрения историчности Евангелий. Первый вопрос, на который необходимо ответить: «если Ирод умер в 4 году до Р.Х., как он мог находится на троне при рождении Христа?»
На это есть два ответа. Во-первых, система отсчета западного календаря с рождения Иисуса началась только в середине шестого века. Монах Дионисий Малый решил, что нужно сделать дату рождения Иисуса центральной в календаре. Согласно его вычислениям, Иисус родился в 753 год по AUC, старой системе летоисчисления, которая была известна как Ab Urbe Condita (лат.), что дословно переводится как «с основания Города». С учетом того, что эта фраза была на латинском, Город, который в ней упоминается несомненно является Римом.
Историк Эдвин Тейт, редактор Журнала Христианской истории объяснил мотивы Дионисия в интервью для Christian Post: «Он хотел начать вести календарь с рождения Иисуса Христа потому что существовавшая тогда система летоисчисления носила имя Диоклетиана, который преследовал христиан».
Тем не менее, учитывая то, что у него были инструменты шестого века, понятно, его вычисления не были на 100% точными, поэтому вполне возможно, что Иисус родился раньше, чем он полагал.
Также существует другая теория (истина может включать себя элементы обеих теорий), которая утверждает, что Ирод умер не в 4 году до Р.Х.. Тейт писал: «Большинство ученых думают, что Ирод Великий умер в 4 году до н.э., хотя оно основано на доказательствах, представленных Иосифом Флавием, а я видел альтернативные объяснения доказательств, утверждающих, что Ирод на самом деле умер позже».
Существуют также историки, оспаривающие факт избиения младенцев. Они основываются на том, что кроме Евангелий нет особых ссылок на это событие. Основным противником этого был Иосиф Флавий, иудейский историк, который описал правление Ирода во многих значительных деталях.
Один из историков-критиков, Дэвид Хилл согласен с тем, что это событие «не содержит что-либо исторически невозможное», но добавляет, что в тот период, когда Матфей описывал эти события, его «настоящей заботой было то…чтобы предоставить теологическое обозрение исполнения ветхозаветного текста».
Однако, другие историки указывают на то, что несмотря на жестокость избиения младенцев, масштабы этого деяния были относительно малы. Жестокость Ирода была известна во все время его правления. Он известен также тем, что казнил нескольких членов своей семьи, включая его жену Мариамну I. Во время избиения младенцев, на его счету были смерти от 5 до 15 человек.
Историк Р.Т. Франс оспаривает правдоподобность этого события на основании того, что «убийство нескольких младенцев в маленькой деревне было совершено не в тех масштабах. чтобы соответствовать более выдающимся убийствам, записанным Флавием».
Раввин Кен Спино описал его так: «сумасшедший, убивший собственную семью и большое количество раввинов …злой гений еврейского народа…готовый совершить любое преступление, чтобы удовлетворить свои безграничные амбиции».
Он также назвал его «величайшим строителем в еврейской истории», на самом деле Ирода помнят не только за избиение младенцев, но и за сооружение порта в Кесарии Палестинской, массивных укреплений в Масаде и Иродиона и конечно второго Еврейского храма в Иерусалиме. Однако в христианской истории этот храм не представлял собой большого достижения, поскольку он стал местом, в котором Иисус опрокинул столы и выгнал меновщиков и продавцов из здания.
Автор: Майкл Триммер
Перевод: Анна Углева