Россия и Украина придумали новое применение паспорту, а апрель 2019 года вполне может претендовать на то, чтобы стать одной из заметных дат во всемирной истории. Как часто бывает, все началось с довольно мелкой (по историческим меркам) локальной стычки, обмена репликами между Россией и Украиной по паспортным делам.
Политики и журналисты продолжают комментировать эту тему, но ни один из них не обратил внимание на важную деталь. Наверное, впервые в мире паспорт стал преподноситься не как право собственности на человека со стороны властителя или государства (разница невелика), не как его прикрепление к определенной территории, не как инвентарный номер, а как знак приверженности конкретному мировоззрению.
Но ведь, скажете вы, и раньше и сейчас люди меняли и меняют паспорта. И это правда. Вот только обставлялось это всегда как сложная бюрократическая процедура, а причинами служили желание сменить климат, уехать на пенсию, создать бизнес, спрятаться от уголовного преследования или полицейского давления. Тех, кто уезжал, просто потому, что в другом месте им легче дышалось, было мало. И как раз им-то сложнее всего было объяснить чиновникам свою потребность в паспорте иной расцветки.
И вот на тебе, Россия и Украина провозгласили: «свободная касса!» «Берите наш паспорт — он крут!» «Нет, наш круче — он дает свободу!» Скорее всего, писавшие эти тексты пиарщики даже не подумали о подобном повороте, и слава богу.
Паспорт, как рудимент общественного устройства трехтысячелетней давности, отживает свое. Мне вообще название «удостоверение личности» кажется более осмысленным и функциональным. «Паспорт» же непонятен, какое-то старомодное разрешение то ли пройти через какие-то ворота, то ли зайти в порт. И ведь забавно, мы легко заменяем старые слова новыми обозначениями, вместо кадровика у нас HR, вместо парикмахерской — барбер-шоп, а паспорт так и остается паспортом. Казалось бы, какая проблема назвать документ просто и современно — «ID»? Ан нет! В словах скрыт великий смысл. Измени «паспорт» — атрибут раба и вассала — на «ID» — хлопот не оберешься. Само название «ID» делает человека свободнее. Это, ведь, всего лишь навсего удостоверение личности человека, а не символ его обязанности приседать и говорить «ку» в присутствии правителя.
Отказаться от старого прочтения документа сложно. Даже немногие из продвинутых демократических государств оказались способны на такое, тем более удивительно, что первый удар по паспорту нанесла именно Россия. Хотя, чего не бывает по недопониманию? Результат хорош, девальвация паспорта — дело крайне полезное. И имеющее практические перспективы. Ясно ведь, что процесс децентрализации будет постепенно распространяться по планете, затрагивая, в том числе, основы государственного строительства. И если самопровозглашенная Либерландия не имеет шансов на признание, то переформатировать одно из уже существующих государств в либертарианское технически реально. Вот тогда и пригодится только что родившийся новый подход по раздаче паспортов. Хотя ID мне нравится больше.
Автор: Борис Зверев