20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля
«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза.
О замысле и концепции спектакля мы поговорили с его режиссером-постановщиком Сергеем Дьячковским (на фото)

— Что вдохновило вас на создание спектакля по мотивам истории Реджинальда Роуза, но в антураже ближайшего будущего?
Посыл, как и оригинальной истории, так и нашего спектакля в целом один — это необходимость оставаться человеком, при любых обстоятельствах. И это довольно вдохновляющий посыл.
— Как вы адаптировали классический сюжет к современным реалиям и будущему? Какие новые смыслы вы хотели донести?
Пространство сцены минималистичное и условное. Как и текст, который мог звучать сто лет назад, но и через сто лет не перестанет быть актуальным. При этом мы используем довольно много технологичных решений, из-за чего и появляется ощущение футуристичности. Смыслы у нас так же вечные. Гуманизм, доброта, и чуткость даже в самое сложное время и в самых трудных обстоятельствах. Возможность, если ты прав, пусть ты и один, переубедить остальных. Отстоять свою правду. Открыть глаза, чтобы видеть, рты, чтобы не молчать, и уши чтобы не только слушать, но и слышать.
— Почему вы выбрали именно эту тему — справедливость, убеждения, долг? Насколько она актуальна для современного общества?
Она будет актуальна всегда. Человек существо социальное, и пока мы не достигли утопии, все эти темы будут животрепещущими.
— Насколько сложным оказался процесс создания спектакля? С какими вызовами столкнулась команда?
Постановка спектакля — это всегда вызов уже сам по себе. Здесь же была особенность в работе с непрофессиональными артистами, которым одновременно приходилось учиться и репетировать. Тем не менее, за время постановки они освоились, насколько это возможно, и теперь, мне кажется, трудно будет найти профессионала, который мог бы заменить кого-то из них, кто был бы уместнее.
— Как шел процесс работы с актерами? Были ли у них свои идеи по трактовке героев?
Они, и я им за это благодарен, доверились мне в большинстве своём. Текст был написан чуть ли не под них, и несколько раз менялся, чтобы быть им комфортным, поэтому основная работы была в его присвоении. Есть довольно большие текстовые куски, где они остаются фактически наедине с залом, в этот момент жанр спектакля немного меняется в сторону Вербатима. Как ни странно. им это оказалось подвластнее, чем пинг-понговое взаимодействие друг с другом. Но и с ним они в конце концов справились.
— В чем уникальность этого спектакля по сравнению с другими постановками по мотивам «12 разгневанных мужчин»?
Это совершенно новая пьеса, которая лишь вдохновлена произведением Роуза. Она отличается от других постановок во всем.
— Как изменились персонажи в новом контексте? Насколько их характеры близки к оригинальным, а насколько — переосмыслены?
Здесь то же самое. Это новые характеры, целиком написанные заново.
— В спектакле говорится, что «каждый герой раскрывает свою правду». Как вы помогали актерам находить индивидуальные нюансы в игре?
Кропотливо, наедине, мы искали Их голоса. Каждого, заново. Здесь их неопытность оказалась полезной, поскольку их личные индивидуальности фактически были приукрашены и перенесены на сцену. С профессионалами пришлось бы выдумывать каждого героя, а здесь они фактически “я в предлагаемых обстоятельствах” на максималках.
— Как вы думаете, способен ли театр сегодня менять восприятие общества, заставлять задумываться о сложных вопросах?
Театр, как мне кажется, для того и нужен. И эта его способность уникальна, живое взаимодействие между актером и зрителем невозможно подменить ничем, и именно оно острее заставляет и задумываться о сложных вещать, и главное считывать посылы не холодной головой, а чувствовать.
-Почему в наше время особенно важно говорить о чуткости и доброте?
Потому как виртуальное пространство, которое нас окружает, довольно сильно отделяет нас друг от друга (хоть и создано было с обратной целью). Каждый со своим черным зеркалом перед лицом получает лишь эрзац общения, а не его суть.
А это в свою очередь делает нас черствыми. Мы пропускаем через себя потоки информации на такой скорости, что мало что в нас задерживается, и мы не успеваем, да и не желаем что-то чувствовать.
В этом во всем очень легко потерять чуткость, доброту, как и эмпатию в целом. Мне же кажется, что эмпатия наиважнейшее свойство человека, теряя которое мы становимся ближе к бездушным машинам, способными пропустить что-то важное. Не подвластное холодном расчёту.
— Какие у спектакля дальнейшие планы? Возможен ли гастрольный тур или участие в фестивалях?
Спектакль готов к гастролям, включая международные площадки, но, как и полагается репертуарному спектаклю, этот процесс произойдет органически, когда зритель оценит и поставит свой вердикт