Мультирелигиозные сообщества Индии — превосходный пример того, как различные верования интегрируются в рабочую этику.
Может ли религия и духовность способствовать этическому поведению на рабочем месте? Это спорный вопрос, однако наше исследование, состоящее из интервью сорока топ-менеджеров Индии, предполагает, что это возможно.
Мы обнаружили, что добродетели, прививаемые различными традициями религии и духовности (индуизм, джаинизм, ислам, сикхизм, христианство и зороастизм), играют определенную роль в этическом принятии решений на работе.
Тридцать три исполнительных директора объяснили, что эти традиции продвигают такие добродетели как целостность и искренность, гибкость, моральное совершенствование, толерантность и ответственность. Один из управляющих автомобильного сектора так размышляет о гибкости:
«…Наша исламская религия учит нас не закрываться от точки зрения других людей. Я применяю эту философию или качество, называйте как хотите, в своей работе. Я прислушиваюсь к своим коллегам. Мы прорабатываем различия взглядов и всегда приходим к приемлемому компромиссу, пытаясь ценить свои ключевые убеждения».
Некоторые руководители даже чувствовали, что им лучше уйти с должности, когда они сталкивались с какой-то этической проблемой.
Они приписывали это неотъемлемым этическим качествам своих религий и духовных убеждений, помогающих в принятии этих сложных решений. Руководитель IT сектора упомянул, что он оставил предыдущую организацию, так как его религиозные убеждения противоречили постоянным нарушениям авторских прав. Он решил оставаться честным:
«Я не мог спать несколько ночей, и даже обратился к своему духовному советнику в зороастризме, который сказал, что мне стоит поискать другую работу. Я оставил ту фирму и устроился в нынешнюю, и теперь чувствую, как будто избежал смерти».
Однако семь директоров, которые не являются членами религиозной или духовной группы, предположили, что не религиозные добродетели, основанные на гуманистической этике и профессиональном прагматизме, тоже следует поощрять.
Индия представляет собой мультирелигиозное сообщество, поэтому участники опроса считают, что подобный взгляд поможет работникам оставаться нейтральными. Руководитель из медиа сектора сказал, что рабочая среда должна поощрять нерелигиозных и недуховных людей полагаться на собственную систему гуманистических взглядов:
«Этику нужно практиковать на человеческом уровне. Когда мы открываем ее для религиозной интерпретации, возникает вероятность бесконечных споров и непоняток. Для меня этика является светской темой. Нужно быть чувствительным и взвешивать последствия бизнес-действий, чтобы установить код для практики этики. Религия может играть роль модели, однако для меня лично это помеха».
В нерелигиозной духовности обычно нет религиозных убеждений. Вместо этого она основана на светских или гуманистических ценностях, таких как взаимосвязь с другими коллегами или членами общества и служение высшей цели в жизни, необязательно подразумевающей Бога или Создателя.
Недавние исследования связали религиозность и духовность с корпоративной социальной ответственностью, альтруистичным поведением, про-социальным и этичным поведением.
Другие исследования, однако, бросают сомнения на эти заключения, поскольку их результаты показывают противоположные вещи. Некоторые утверждают, что религиозность и духовность, основанная на религии, может продвигать неэтичное поведение. Например, дискриминацию человека, который не разделяет вашу систему убеждений. Это может даже перейти в практику найма персонала, и того, как относятся коллеги друг к другу на работе.
Добродетели перерастают в качества, которые способствуют этичному поведению. Например, эмпатия имеет отношение к разнообразию способов связаться с работниками и развивать качественные трудовые отношения. В эти действия входит «воспитание определенного типа личности», «построение дружественных отношений» и «не использование своего старшинства, чтобы заставить подчиненных сделать что-нибудь неэтичное».
Более того, сдержанность сосредоточена на личной целостности и помогает «избегать контактов с людьми двойственного характера», и «отсутствие колебаний в отношении своих этических принципов».
Сознательность воплощает способность вести себя этично пред лицом искушений. Директор в сфере инженерии заявил, что когда его коллега посоветовал ему скорректировать цену на продукты, чтобы она включала неразумные надбавки, он отказался это делать, сказав:
«Своих клиентов я стараюсь никогда не обманывать. Я всегда слежу, чтобы они получали самые качественные услуги».
Этические дилеммы и парадоксы
Несмотря на разнообразие религий и духовных практик, неэтическое поведение, такое как коррупция, взяточничество, протекция и кумовство кажутся сильно распространенными в Индии.
Часто люди считают свое неэтичное поведение результатом внешнего давления. Подобное давление вкупе с личной жадностью превозмогает любое намерение оставаться этичным.
Постоянное образование в форме семинаров, воркшопов, тренингов и исследований, связанное с этическими качествами, — это очень важно. Например, руководитель консалтинговых услуг объяснил это так:
«Наша компания проводит воркшопы, которые мы посещаем регулярно, и наши сотрудники читают много книг и журналов. Мы сталкиваемся с множеством практичных вопросов. Вот как мы пытаемся заниматься самообразованием и стараемся сохранять положительное отношение к этическим практикам».
Несколько многонациональных индийских фирм занимаются бизнесом в многочисленных странах, и ожидания от этических стандартов могут варьироваться по странам и культурам.
Директор из IT сектора сказал, что эмоциональная грамотность является полезной для тех, кто сталкивается с этическими проблемами в межкультурном контексте. Сюда входит осведомленность, согласие с другими, способность предвидеть то, как твои действия влияют на других. На самом деле эмоциональная грамотность может предоставить ясность, необходимую для того, чтобы различать, насколько ваши решения являются этичными. Это также навык, который очень нужен для развития лидерства.
Чтобы укрепить этическое поведение, необходимо показывать постоянство в принятии этичных решений и собственный пример руководителя. Непоследовательный стиль принятия решений руководителем, который в один день высоко ценит этичность в работе, а в другой день ее игнорирует, демонстрирует приемлемость компромиссов.
Глобализация и движение труда способствуют разнообразию рабочей экономики как развитых стран (Австралия, Сингапур), так и развивающихся (Бразилия, Малайзия). В подобных мультирелигиозных компаниях этичный подход, включающий и полагающийся на ключевые качества, присущие религиозности, духовности и гуманизму, может обеспечить последовательность в принятии решений.
Источник: The Conversation