Развод – реальность нашей жизни, которую многие уже даже не считают печальной. Принято считать, что религии осуждают развод и стоят за крепкие семьи. Однако все не так однозначно.
Обратимся к опросу портала http://ideal.izm.io/ru, предлагающему ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
Православие (и христианство в целом) осуждает развод как разрыв священной связи, благословленной Богом: «Вопрос о разводе задавали Христу в Евангелии Его оппоненты, и Он ответил вопросом: «Что вам заповедал Моисей?». И Ему ответили, что Моисей заповедал разводиться и давать разводное письмо, то есть в Ветхом Завете развод был разрешен. Но Христос ответил, что им по их жестокосердию было дано такое разрешение, изначально же не было так. Бог сотворил мужчину и женщину как одно целое, и поэтому то, что Бог сочетал, человек да не разлучает. И Христос в Евангелии эту норму восстанавливает, и поэтому развод Христос запрещает, кроме одного случая — вины прелюбодеяния. В современной православной церкви есть позиция жесткая, а есть позиция более мягкая (икономия), то есть какие-то послабления ради немощей человеческих. И существует некоторый перечень поводов, по которым развод признается фактом, что семьи нет. Еще надо сказать о том, что церковь не осуществляет развода или так называемого в народе «чина развенчания». Этого не существует. Церковь может только признать брак несуществующим, если он на самом деле уже давным-давно не существует и никаким образом его восстановить невозможно» (игумен Димитрий (Рябцев)).
Ислам неохотно признает развод, но четко регламентирует его процедуру, чтобы у супругов было время одуматься: «С точки зрения ислама, развод является допустимым, но в крайнем случае, согласно хадису Пророка Мухаммеда, в котором он сказал, что развод — это одно из самых ненавистных из разрешенного Всевышним Аллахом. Поэтому к разводу мусульманин может прибегать в крайнем случае, когда по-другому отношения построить уже не получается у супругов . И с точки зрения исламского права развод должен осуществляться в три этапа, поскольку Бог дает шанс людям сохранить отношения, поэтому заявление о разводе должно произноситься не один раз, а в течение трех периодов, то есть в течение трех месяцев» (Раис Измаилов, имам-хатыб, проректор Московского исламского университета).
Буддизм, как обычно, озабочен минимизацией страданий и поэтому признает развод, если это лучший способ их прекратить: «Развод тоже случается в нашей жизни, люди не могут любить бесконечно, и чувства остывают, люди увлекаются другими партнерами, или просто становится бессмысленным продолжать семейное существование с этим человеком. И буддизм ничего против этого не имеет. Остается в силе самый главный принцип буддизма — не навредить, не причинять больше страданий, чем это необходимо. И, конечно, так не бывает в жизни, что два человека в семье одинаково чувствуют, всегда один любит больше, другой любит меньше, у одного любовь кончается, у второго она продолжается. Если пара решила разойтись, то это надо сделать так, чтобы люди как можно меньше испытали страданий от этого, остались друзьями и остались в нормальных отношениях потом, и особенно это важно, если в семье есть дети. Потому что развод реально раскалывает, разрушает сердце ребенка и причиняет много страданий, много непонимания. И поэтому, когда разводятся партнеры в семье, где есть дети, нужно всё сделать так, чтобы дети не испытали шока, чтобы дети не испытали страданий, чтобы они так же продолжали любить и уважать своих родителей» (А.Ш. Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов Алмазного Пути традиции Карма Кагью).
А вот в иудаизме разводиться можно, но… бесполезно: «Есть стереотип, что евреи — хорошие мужья, и даже считается в некоторых кругах большой удачей выйти замуж за еврея. Стереотипы рождаются не на пустом месте. В данном случае интересно посмотреть на то, почему еврейские семьи, основанные на наших традиционных ценностях, справедливо считаются крепкими. Парадоксальным образом окажется, что наши семьи крепкие потому, что у нас регламентирован процесс развода. Это кажется странным, потому что вроде бы нужно запретить развод, чтобы семьи были более крепкими. Ктубу, то есть брачный договор (текст был составлен в глубокой древности, еще во втором веке до н.э.) мы подписываем в самый радостный день нашей жизни, когда происходит вступление в брак. В этом документе очень мало говорится о любви, о доверии друг к другу. Там есть эти слова, но они там не главные. Основное содержание — муж обязуется содержать свою жену в случае развода. Таким образом, женщина точно уверена, что ее права будут соблюдены, и сама возможность расторжения брака является неким предостережением, и, возможно, именно это делает наши еврейские семьи крепкими» (раввин Леонид Бимбат).
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь — http://ideal.izm.io/ru