В это непростое время нам следует чаще напоминать себе, что люди – не самое худшее зло. Психолог Университета Калифорнии из г. Беркли Дейчер Келтнер (Dacher Keltner) выяснил, что мы изначально созданы для того, чтобы быть добрыми. Келтнер построил свои исследования на технологии воображения, один из методов которой — демонстрация испытуемым фотографий страдающих людей.
Его исследование показало, что самая древняя область мозга и самый большой пучок нервов в человеческом теле проявляют большую активность, когда мы чувствуем сострадание. Это доказывает, что мы были биологически устроены так, чтобы заботиться о других людях. Быть добрым – это естественно для человеческой природы.
Мы созданы, чтобы быть добрыми
Стандартная модель эволюции основывается на выживании сильнейших, на конкуренции в передаче генов следующему поколению. Опираясь на эти знания, можно сказать, что сложнейший вопрос, возникающий при размышлении об эволюции человека как вида, звучит так: почему люди проявляют столько доброты, щедрости и жертвенности? Большинство людей считают, что идея выживания сильнейших принадлежала Дарвину; что выживают и процветают самые беспощадные и кровожадные. Но это совсем не дарвинский взгляд на человеческую эволюцию! Он всегда считал, что сострадание – это сильнейший инстинкт человека: «Общества, в которых большее количество членов проявляет сострадание, будут больше всего процветать и смогут произвести большее количество потомков». То есть уязвимость наших предков привела к возникновению таких социальных структур, как коллективная забота, при этом физиологические системы эволюционируют и помогают нам заботиться о носителях своих генов, о своих потомках.
В Университете Калифорнии с помощью нейрологии мы узнали, что если вы ощущаете физическую боль, в вашем мозгу высвечивается определенная область. И если я увижу, что вам больно, у меня в мозгу высвечивается та же область. Как если бы мы были созданы для того, чтобы сострадать другим людям. Эмпатия – способность переживать – это весьма сложная задача, которая задействует фронтальные доли мозга. Эти же доли вовлечены в более сложные процессы, связанные с символикой — такие, как язык, представление о будущем. Эмпатия требует, чтобы вы задумывались о том, что есть люди, чувства и мысли которых могут отличаться от ваших. Это весьма сложное когнитивное достижение.
В своей лаборатории социального взаимодействия в Бруклине мы показали испытуемым изображения прототипных страданий, и они вызвали весьма сильную реакцию сострадания. А то, что мы обнаружили в головном мозге, показало, что часть мозга под названием околоводопроводное серое вещество, которое особенно развито у млекопитающих в период заботы о ком-то, загорается, когда вы переживаете сострадание. Это говорит о том, что чувство сострадания является весьма древним чувством, как и предполагал Дарвин.
Нехватка эмпатии
В нашей лаборатории изучаются процессы, происходящие в так называемом черепном нерве – это самый длинный пучок нервов в нервной системе человека. В нашем исследовании мы наблюдали как при сострадании – чувство заботы о нуждающемся человеке – активировался черепной нерв. Люди низшего социального класса, если им показать страдающего человека, проявляют реакции черепного нерва, которые не наблюдается у людей высшего социального класса. У высшего общества наблюдался дефицит сострадания, который происходит от переизбытка любви. Другие исследования касались благотворительности. Логично было бы так: если у тебя много денег, тебе легче их отдавать, а если у меня на счету всего 100 долларов – для меня это необходимые деньги, и становится важным вопрос, сколько я могу отдать. Однако наши исследования показывают, что малообеспеченные люди отдают больше, это подтверждается исследованиями по филантропии. Наука утверждает, что в бедных сообществах есть невероятная сила щедрости и сострадания, которой не хватает людям, живущим в более привилегированных условиях.
Переосмысление понятия личной выгоды
Да, на самом деле 60% наших усилий сосредоточены на достижении собственного чувства удовлетворения. Однако 40% нашего времени мы уделяем тому, чтобы делать что-то для других людей. И мы идем на жертвы, несмотря на то, что рискуем быть эксплуатируемыми. И мы обнаруживаем, что эта деятельность поддерживает, вдохновляет нас и приносит чувство удовлетворения. Мы находим радость в том, чтобы помогать другим. Я считаю, что нам нужно пересмотреть понятие личной выгоды человека. Теперь это подтверждено научными исследованиями.
Источник: NYmag