Недавно в журнале Family Studies была опубликована статья об исследовании влияния потери папы (в результате смерти, развода или тюремного заключения) на ребенка. В основу исследования были положены результаты опросов детей, растущих без отцов.
Авторы нового исследования, опубликованного в американском журнале Педиатрии (US journal Pediatrics), изучили безотцовщину с точки зрения влияния на ДНК детей. Результаты оказались весьма значительными, сказал один из авторов работы, Дэниел Ноттерман (Daniel Notterman), в интервью редактору журнала, Алисси ЭлХейг (Alysse ElHage).
Ученые изучали жизнь 5 тысяч детей, рожденных с 1998 по 2000 год (около трех четвертей родились у неженатых родителей). Авторы статьи следили за их жизнью в ходе программы «Исследование благополучия детей и хрупких семей» (Fragile Families and Child Wellbeing Study). Эти семьи называются «хрупкими», потому что риск их распада намного выше нормы.
Образцы ДНК были взяты у детей в 9 лет, а затем, когда им исполнилось 15 лет.
Если вы ничего не изучали о внутренней работе ДНК, вам возможно неизвестен термин «теломер». Это структура на конце хромосом, функция которой заключается в том, чтобы защищать хвост хромосомы от износа или слияния с соседней хромосомой. Укорачивание теломер связано со старением, однако это так же может произойти в результате хронического стресса как у взрослых, так и у детей.
Исследователи предположили, что потеря отца отразится на износе теломеры, и так оно и оказалось. По словам Ноттермана, поскольку хронический стресс также связан с сердечными заболеваниями и проблемами в поведении, неясно, является ли износ теломер просто биологическим маркером проблем со здоровьем, или же действительно играет причинную роль.
«В любом случае, измерив длину теломер, мы получаем возможность заранее взглянуть… на различные последствия для здоровья, которые могут проявиться лишь спустя много лет».
Еще интересней то, что различия в износе теломер у детей связаны с разными причинами отсутствия отца в жизни. На этом моменте, вы, наверное, предположите, что развод или разделение родителей имел наихудший эффект для здоровья детей, поскольку именно это было обнаружено при других исследованиях, сравнивавших последствия развода родителей со смертью отца.
Это внешне кажется правдоподобным, однако биологические доказательства в данном исследовании говорят об обратном.
Смерть отца оказывает самое сильное воздействие: средняя длина теломеры укорачивается на 16%. Затем следует помещение отца в тюрьму (10%) и развод или разделение (6%). В среднем при потере отца теломер в ДНК ребенка становится короче на 14%.
Ноттерман объясняет эти результаты следующим образом:
«Мы предполагаем, что потеря отца в связи с его смертью является большим стрессом, поскольку она полагает полный конец взаимоотношениям между родителем и ребенком. При разделении родителей и тюремном заключении отца, контакт с ним все еще остается возможным. Отцы, оставившие семью, часто сохраняют контакт с биологическим ребенком, а тюремное заключение может быть ограниченным по времени».
Исследования, полагающиеся только на опросы, могут недооценивать влияние смерти отца.
Другой важный результат заключается в том, что потеря отца на 40% больше ударяет по мальчикам, чем по девочкам: ученые обнаружили это случайно, однако связывают подобные последствия с отсутствием особой ролевой модели в жизни мальчиков.
Вдобавок, потеря отца в связи с распадом отношений между родителями сильней всего воздействует через сокращение семейного дохода. Однако доход, как фактор стресса, играет небольшую роль, когда речь идет о смерти или тюремном заключении: сама потеря является «гораздо более сильным фактором стресса».
Ноттерман приходит к такому выводу:
«Мы считаем, что наше исследование усиливает растущее понимание важности отца в жизни детей. Мы не думаем, что наши данные поддерживают вывод, что один тип взаимоотношений между родителями ребенка лучше другого, скорее мы пришли к выводу, что центральная роль отца — оптимальна для благополучия его детей. Далее мы считаем, что это знание должно побудить чиновников, занимающихся общественной политикой, к тому, чтобы они предоставляли поддержку для семей, где отец, по той или иной причине, у детей отсутствует».
Таким образом, результаты исследования не одобряют создание новых форм семьи, которые исключают наличие отца у ребенка. Когда это происходит, для ребенка это представляет собой большую потерю. Так говорит нам здравый смысл, и теперь это подтверждено анализом ДНК детей.
Источник: MercatorNet