Нет никакого риска, что Китнис Эвердин, воин, который вел войну против тирании в фильмах «Голодные игры», когда-либо вернётся к своему нынешнему образу. Даже если она и её мир вновь будут «перезагружены» в качестве новой франшизы какой-либо ненасытной студией, её момент был сейчас. Китнис, чью роль в течение трёх лет во всех четырёх блокбастерах играла Дженнифер Лоуренс, эволюционировала из охотницы, живущей на задворках, в покрытую шрамами чемпионку и пример женской силы на экране и вне его — те битвы, которые она вела, вышли далеко за пределы воображаемого государства Панем.
Поэтому, да, конечно, Китнис вернулась, как и обещало неуклюжее название прошлого фильма: «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1». В «Части 2» она вернулась, как и было ей предназначено, чтобы закончить борьбу, победить врага и проводить с большого экрана серию, которая прошла невероятный путь как в плане собранных финансов, так и в плане многозначительного символизма. Она готова. С 2012 года, когда вышел первый фильм, Китнис вжилась в свою роль спасительницы — эволюция проходила параллельно развитию самой Лоуренс, которая начала сниматься в этой франшизе в качестве начинающей звезды, а покидает её одной из мировых знаменитостей. Обе фигуры росли одновременно, поднимаясь в ответ на запросы своей любящей аудитории.
«Голодные игры» одержали триумф еще и потому, что имеют огромное значение для многих людей. Это история войны и мира, любви и пуль, навязанная девушке-женщине, которая борется за свою семью, друзей и будущее. Она амбициозная и вдохновляющая, личная и общественная, знакомая и незнакомая, и она обращена к прошлому так же, как к настоящему, иногда даже слишком. Сюзанна Коллинз (Suzanne Collins), автор книг, взяла сюжет из телевизионных сюжетов о войне в Ираке, из гладиаторских боёв в Риме и мифа о Тесее и Минотавре, а затем отфильтровала свое влияние через глаза героини, которая воплощает в жизнь изречение, что лучше умереть стоя на ногах, чем жить ползая на коленях. Результатом стал великолепный характер на страницах книги и превосходный — на экране, где женщин пытаются ограничить или поймать в ловушку между ролью девы и проститутки.
Если Китнис и избежала этого двойственного положения, так это потому что Коллинз создала персонаж, который существует вне традиционных рамок разделения по полу, и потому что фильмы остались верны оригинальной задумке. В прошлом охотница и кормилица семьи, Китнис — суровая и плачущая, стоическая и сентиментальная девушка, что придаёт её характеру слои, которые отражают её изменчивые внутренние состояния так же, как её публичные и личные роли дочери, сестры, любовницы и лидера. Её уговаривают носить самые гламурные женские наряды, чтобы сыграть шутовскую роль, навязанную ей тоталитарным правительством, управляющим Панемом, заставившим её наряженную и накрашенную улыбаться на камеру для телевизионных шоу, аккомпанирующих убийственным играм, обозначенным в названии. С тех пор она перешла в основном на универсальную чёрную боевую форму, которая наводит на мысль о антиутопическом разрыве.
«Часть 2» начинается с момента, на котором закончился предыдущий фильм, где Китнис и остальные силы повстанцев приближаются к месту нахождения правительства и лидера Панема, Президента Сноу (бесценный Дональд Сазерленд, играющий свою роль с безразличной самодовольной улыбкой на устах). Нет никаких настоящих сюрпризов, и хотя мы видим много знакомых лиц, некоторые из них (Джеффри Райт и, что ещё более трогательно, Филлип Сеймур Хоффман) мелькают так быстро, что становятся похожи на гостей, которые заглянули, только чтобы попрощаться. Как и многие современные франшизы, эта набила второстепенные роли ветеранами, которые придают весомости в основном незапоминающимся молодым актерам, включая скучную парочку — Джоша Хатчерсона в роли Питы Мелларка и Лиама Хемсуорта в роли Гейла — которые вяло окружают Китнис с самого начала.
Режиссером «Части 2», как и предыдущих двух фильмов, стал Френсис Лоуренс, который, как большинство режиссеров франшиз, был нанят не ради качества своих мизансцен, но для одной задачи: не испортить чрезвычайно ценный замысел. (Режиссером первого фильма был Гэри Росс, чей кинематографист, Том Стерн, тоже покинул площадку). И так завершть свою миссию, в основном с кучей диалогов и постоянными взрывами показного насилия, которое иногда переключается в панорамный режим, позволяя зрителю наслаждаться размахом апокалиптических ландшафтов. С этой стороны актёры сделали своё дело бегом с автоматами наперевес посреди серых обломков и чёрного дыма, хотя режиссёр Лоуренс и прибавил несколько неплохих вызывающих мурашки сцен в тоннелях, где ужасные твари выскакивают прямо из темноты.
«Часть 2» похожа на большинство современных антиутопических миров будущего, которые в своём роде достаточно знакомы нам, чтобы убедить, и достаточно отличаются, чтобы развлечь. То, что приближает этот фильм к зрителю — это комбинация Китнис и Лоуренс, которые превосходно подходят друг другу. Лоуренс теперь играет эту роль так же легко как дышит, отчасти потому, что, как и все великие звезды, она похоже играет версию «настоящей» себя. Это тот вид реальности, которые придают фильму заряд, как например в сцене с Лоуренс и абсолютно обнаженной Дженой Мэлоун (Jena Malone), поднимающей её до того уровня, где герои и злодеи ведут себя так, как вели бы в настоящей жизни.
Для понимания Китнис важно, что большинство самых громких эмоциональных сцен персонажа были с другими женщинами, включая её семью, друзей и других участников Голодных игр. Некоторые из них можно записать на роль актерского состава, который вместе с Лоуренс, Мэлоун, Натали Дормер, Патиной Миллер и Мишель Форбс делают его одной из самых крутых групп женщин, собранных вместе на экране со времен фильма Квентина Тарантино «Доказательство смерти», — его оды эксплуатации кино и его красоток. В этой франшизе присутствует и своя доля сильной мужской помощи (в особенности со стороны Сазерланда и Вуди Харрельсона), однако зрителя отвлекает и временами даже забавляет то, что любовные интересы Китнис направлены на персонажей ослепительно слабого братства в лице Хатчерсона и Хемсуорта.
Намеренно или нет, но их кастинг гарантировал то, что в фильмах, так же как и в книгах, разум Китнис никогда не затмевают любовные интересы. Возможно, «Голодные игры» и шокировали читателей и зрителей сценами насилия над детьми, однако ещё более удивительным и определённо более увлекательным было то, что девочка-женщина в центре событий, которая могла вести войска как возрождённая Жанна Д’Арк, находила время чтобы целовать нежные губы своих товарищей по оружию перед тем как возвращаться к битве. Её желания столь же переменчивы, как и её пол вне зависимости от того, что она делает: кокетничает, подстреливает вражеский самолёт, целует парня или принимает удары. В отличие от большинства героинь киноэкрана, Китнис никогда не придерживается стереотипов, которые, несмотря на всю антиутопическую тему, делают её намного более похожей на большинство современных девушек и женщин, которые наблюдают за её персонажем.
Это помогло сделать Китнис правильной героиней этого неофеминистского времени, своего рода всегда готовой к битве девушкой, которая ведёт борьбу за права в кинокассах и общественном воображении, часто одновременно налаживая лук и стрелы, позаимствованные у Дианы, римской богини охоты. Прошло немного времени и Китнис превратилась больше в современную Афину, греческую богиню войны, эта девушка-женщина предполагала четкий новый взгляд на Американского Адама. Вы, может быть, не знаете этот термин, но вам известен этот типаж: он — герой, которого критик Р.У.Б.Льюис (R.W.B. Lewis) в своём исследовании литературы (и «Американской мифологии») 19 века в 1955 году описал как «эмансипированного от истории, счастливо лишенного родословия, нетронутого и незапятнанного обычным наследством семьи и расы».
Какой бы мифической не была эта фигура — индивидуальной, самонадеянной, «фундаментально невиновной», — иллюзия свободы, которой он наслаждается, весьма многозначительна, утверждает Льюис, потому что она позволяет художественной литературе создавать «основательно трагическое понимание», а не безнадежность. Даже в неадекватном состоянии этот Адам борется, потому что, как указывает его библейское имя, «мир и история лежат перед ним»; для сравнения — все это уже лежит позади Китнис, которая пережила историю, насилие и смерть. Однако она идёт вперёд в свой мир, потому что у неё тоже есть иллюзия свободы, которая пощадила нас от нигилизма, загрязнившего слишком много фильмов, и это означает, что она ни Адам, ни Ева, но кто-то другой. И именно потому, что она является кем-то другим (не Девочкой, ни Девой или Шлюхой), она смогла одновременно и любить, и бороться, даже против большого злобного патриарха.
Успех «Голодных игр» был сам по себе, по своему стилю возражением другому нетолерантному режиму — режиму киноиндустрии, который продолжает относиться к женщинам как на экране, так и в реальной жизни, как к отвлечению, последствию и проблеме. За несколько месяцев проката вторая часть «И вспыхнет пламя» стала первым фильмом с одинокой фигурой ведущей актрисы на обложке в ежегодных кассах проката за последние сорок лет. Это удивительно, потому что это показывает историческую глубину и недостаток индустрии, даже несмотря на то, что он отвечает на принятие аудитории этой франшизы. Есть множество причин, почему зрители устремляются на эти фильмы, включая броскую рекламу, однако хочется думать, что это количество доказывает, что зрители поддерживают Китнис в этой борьбе за другую свободу, которую она представляет.
Источник: New York Times