В ходе недавней недельной проверки британские полицейские задержали 8000 водителей за пользование мобильными телефонами во время движения, что показывает полное безразличие к законам, направленным на защиту окружающих. Однако насколько в действитлеьности опасно использовать мобильный телефон во время вождения?
На самом деле, доказательства опасности неопровержимы. Сотни исследований, проводимых по всему миру, показывают, что использование мобильного телефона во время вождения является опасным, однако распространенным явлением. Ученые подсчитали, что 50 минут болтовни в месяц приводит к пятикратному увеличению вероятности аварии.
Обмен сообщениями за рулем тоже является актуальной проблемой, особенно среди молодых водителей. Исследования, проведенные как с использованием симуляторов, так и в реальном мире, показали, что водители, смотрящие на экран гаджета, сокращают визуальное сканирование дороги впереди и с большей вероятностью выезжают на встречную полосу на поворотах, а также медленней реагируют на непредвиденные ситуации.
Легко понять, почему использование телефона одной рукой во время вождения ― это проблема: вдобавок к тому, что вы не смотрите на дорогу, с одной рукой на руле сложнее управлять машиной на поворотах и быстро реагировать на возникающие на дороге ситуации. Для многих людей это очевидная причина, почему звонки за рулем запрещены во время вождения.
Однако есть и другая проблема: сам по себе разговор является отвлекающим фактором. Если уровень сложности ситуации на дороге требует определенной степени сосредоточенности от водителя (по-другому, «когнитивной обработки»), при этом сложность диалога также требует напряженной мысли, тогда оба этих действия будут состязаться за полное обладание мыслительными ресурсами. Мы не можем обращать внимание одновременно на все, что нас окружает, поэтому определенные вещи приходится ставить на первое место. Если на первом месте у нас стоит разговор, а не безопасность на дороге, тогда мы рискуем попасть в аварию.
Мозг не резиновый
Одно из исследований в этой области было проведено Марселом Джастом (Marcel Just) из Университета Карнеги Мэллон. Участники ехали по петляющей дороге в обычном симуляторе, контролируемом мышью, при этом специальный МРТ-сканнер фиксировал деятельность их мозга. В одном случае участникам во время вождения нужно было выполнять дополнительную задачу на понимание предложений, похожих на диалог по телефону. По сравнению с контрольными испытаниями, поведение за рулем во время выполнения этой «двойной задачи» было намного хуже, с большим количеством выездов за края дороги.
Проанализировав деятельность мозга, ученые поняли, почему это происходит. В контролируемом состоянии была зафиксирована высокая активность теменной доли мозга, которая отвечает за обработку пространственной информации. Однако во время выполнения двух задач одновременно возникает движение в височных долях, отражающее обработку слуховых сообщений. Увеличение деятельности височной доли соответствовало значительному снижению активности теменной, это явно предполагает, что слуховая задача берет на себя больше внимания, отнимая его у задачи вождения, критичной для безопасности.
Многие подобные исследования продемонстировали, что основная опасность разговоров за рулем исходит от необходимости осмысленного сосредоточения. Из этого следует, что звонки через гарнитуру могут быть почти так же опасны, как и звонки, совершаемые при помощи рук. Эта опасность может быть менее очевидной для общественности, поскольку считается, что запрет на звонки за рулем автоматически предлагает более «безопасную» альтернативу звонков с помощью гарнитуры.
Благодаря этому запрету водители по крайней мере знают, что нарушают закон и представляют потенциальную опасность, совершая звонки за рулем, поэтому можно надеяться, что они постараются максимально обезопасить себя и окружающих хотя бы тем, что сбросят скорость. Однако водители, разговаривающие через гарнитуру, могут иметь ложное чувство безопасности в связи с подразумеваемой поддержкой закона.
Любители поговорить через гарнитуру могут так же заявить, что подобные разговоры ничем не отличаются от общения с пассажиром в машине. Однако доказательства говорят об обратном. Одно большое различие между разговором в машине и собеседником по мобильнику заключается в том, что пассажир может видеть то же, что и водитель. Если водитель пытается выехать на скоростную магистраль со второстепенной дороги, пассажир может весьма разумно замолчать на минуту, пока маневр не будет завершен.
Однако удаленный собеседник не имеет доступа к этому «совместному визуальному пространству» и может продолжить говорить. На самом деле эксперименты демонстрируют, что если водитель замолкает во время ситуации, требующей повышенной концентрации внимания, удаленный собеседник может повысить уровень разговора, чтобы заполнить паузу. Таким образом разговор по телефону требует даже больше внимания в самые неподходящие моменты.
Закон, запрещающий разговор по телефону за рулем, очень важен и жизненно необходим, однако если его не сочетать с предупреждениями об опасностях звонков через гарнитуру, он неизбежно приведет к отвлечению внимания и опасному поведению на дороге. Поэтому если у вас возникает искушение позвонить по телефону через гарнитуру, подумайте: этим вы можете кого-то убить.
Источник: The Conversation