Вы мужчина или женщина? До недавнего времени большинство людей считало этот вопрос простым. Вы могли дать уверенный ответ, сославшись для объяснения на свой тип тела и биологию. Возможно, вы бы упомянули о своих гениталиях, или, если это было бы неуместно, упомянули хромосомы, которыми обладают люди с данным набором половых признаков.
Однако если вы в течение прошлого года не жили в пещере, вы знаете, что этот вопрос теперь считается гораздо более сложным. Согласно мнению некоторых активистов, мы не можем предполагать, что люди с определенным видом половых органов представляют собой мужчин или женщин, так же мы не должны определять эти гендерные категории, опираясь на биологию и репродуктивные функции. На сегодняшний день среди феминисток и прочих заинтересованных лиц ведется весьма напряженный и эмоциональный спор, причем вопрос социальной справедливости касается определения этих слов и того, что значит быть женщиной.
Сам по себе факт заслуживает внимания: почти всегда именно границы категории женщин, а не мужчин, нуждаются в рассмотрении и расширении. Имя феминистки Джермейн Грир (Germaine Greer) часто появляется в заголовках различных изданий за ее отказ отвечать на вопрос «Что такое женщина?» так, как того хотят от нее некоторые люди.
Пол как самоопределение, а не культура или биология
Причина, по которой этот вопрос теперь считается сложнее, чем изначально предполагалось, заключается не в том факте, что в связи с определенными хромосомными или гормональными условиями не всех людей можно легко отнести в категорию биологических мужчин или женщин. Настоящее основание для сомнения в нашем традиционном понимании сущности мужчин и женщин меньше связано с существованием гермафродитов и больше — с недавним увеличением количества людей, которые биологически несомненно принадлежат к одному полу, однако идентифицируют себя с противоположным.
Слово «трансгендер» имеет весьма широкое использование и включает в себя многие группы, однако самое распространенное определение трансгендеров оговоривает, что это те, чье «половое самоопределение» отличается от пола, который они «получили при рождении». Следовательно, для того, чтобы быть трансгендером, нужно иметь глубокое, субъективное представление о себе как о мужчине или женщине (или вообще чем-то совершенно ином), хотя по биологическим признакам и социальным установкам вас воспринимают или классифицируют совершенно иначе.
Поэтому некоторые люди, несмотря на мужскую биологическую природу, имеют глубоко укоренившееся ощущение себя в качестве женщин. Некоторые из них предпочитают осуществлять медицинскую процедуру, делающую их тела более похожими на женские, а некоторые — нет. Они даже продолжают придерживаться классического мужского стиля как в одежде, так и в поведении, сохраняя бороду и усы, но не переставая при этом заявлять, что они считают себя «женщинами».
Можно придерживаться мнения, что не наше дело указывать человеку, как ему себя ощущать и воспринимать. С этим можно было бы согласиться, но сторонники идеи гендерного самоопределения не только утверждают, что личное самовосприятие некоторых людей сильно отличается от того, кем их считают другие, но также заявляют, что оно должно являться основой определения пола человека для социальных, юридических и политических целей.
Другими словами, единственным критерием, определяющим пол человека, является его собственная самоидентификация. Неважно, какой у вас тип тела, как вы одеваетесь или ведете себя с другими людьми, сколько вы жили по определенной ролевой модели и чего добились или сделали за это время, – как только вы объявляете о своей отличающейся гендерной самоидентификации, вас должны признать на юридическом и социальном уровне.
Результатом станет радикальное переопределение слов «мужчина» и «женщина» и той политической сущности, которую описывают эти слова. Вместо того, чтобы обозначать членов биологических классов, которых, в общем, можно отличить друг от друга с первого взгляда, эти слова теперь будут означать субъективное психическое состояние, чувства человека, которые невозможно определить без личного заявления человека.
Последствия
Это развитие в гендерной политике является новым, и еще предстоит исследовать взаимосвязь и политические последствия самоидентификации. Однако есть кое-что еще, что можно сделать, чтобы понять эту проблему. Большинство людей все еще полагает, что трансгендеры аналогичны транссексуалам: то есть людям, совершившим медицинский и социальный переход. Это противоречит нынешним утверждениям, что мужчина становится женщиной в тот момент, когда он об этом объявляет.
Юридическое переопределение существующих гендерных категорий, направленное на отражение гендерной самоидентификации, а не биологического пола, приведет к нарушению существующих юридических мер защиты против дискриминации и издевательств на основании пола. Хотя люди обоих полов могут быть трансгендерами, эти последствия особенно коснутся женщин, которые продолжают сталкиваться с дискриминацией по половому признаку и нуждаются в защите от насилия и издевательств со стороны мужчин. Места, предназначенные только для женского использования, такие как раздевалки, туалеты, убежища и тюрьмы, станут открыты для любого, кто заявит, что он — женщина. Такие меры защиты интересов, как стипендии только для девушек и женщин, станут доступны всем на основании самоидентификации.
Мы не знаем, до какой степени сторонники этого движения попытаются использовать законодательство, разработанное для того, чтобы позволить мужчинам самоидентифицировать себя как женщин. Однако мы знаем, что если вопрос пола будет основываться только на самоопределении, он полностью упразднит нынешние законы, призванные защищать женщин от дискриминации и посягательств на личное пространство.
Если вы не считате, что женщины нуждаются в этих законных мерах защиты – в местах или ресурсах, предназначенных только для женщин, – это одно дело. Однако если вы с этим согласны, тогда самоопределение категории «женщин» не выдерживает никакой критики.
Если подумать логически, переход определения категории пола от объективных характеристик к субъективным и личным приведет к тому, что категории «мужчина» и «женщина» станут бессмысленными. Нет удовлетворительных вариантов решения этого вопроса, особенно для тех, кто твердо убежден, что принадлежит к определенному полу. Чувство сопереживания и обеспокоенности за тех, кому социально приписываемый пол приносит боль и беспокойство, и кто хочет совершить переход, чтобы исполнять противоположную роль, естественно и понятно. Однако изменение определения того, что значит быть женщиной, которое больше не будет основываться на материальной или социальной реальности, никому не поможет.
Источник: The Conversation