Политика — дело сложное, а биология — простое. Чтобы ни случилось, нам необходимо научить людей правильно относиться к своей способности рождать, пока не стало слишком поздно.
Следует ли рождать детей в 20 лет? Этот вопрос как будто специально существует, чтобы провоцировать фурор, однако именно он станет темой для обсуждения в Колледже Пемброк в Кембридже, где группа писателей-историков и я, как эксперт по рождаемости, будем обсуждать проблему, раздутую в этом году многочисленными СМИ, подчеркивающими опасность рождения детей в позднем возрасте.
Когда-то давным-давно мы начали заводить детей после 18-20 лет. Я помню, как когда я был ещё студентом, нам рассказывали о почти примитивных племенах, в которых молодые девушки беременели ещё до окончания периода полового созревания, а у отцов их детей в то время едва появлялась борода. Наш преподаватель говорил, что это естественный ход вещей для людей, не скованных атрибутами современной жизни, ничего не знающих о контрацептивах, стоящих на пути воспроизводства. Однако существует огромная разница между репродуктивнами системами мужчин и женщин, что и вызывает очевидный дисбаланс между полами.
У мужчин производство спермы запускается в период созревания и продолжается без остановки до самой смерти (если только яичкам не будет нанесен непоправимый вред в результате болезни или несчастного случая). Хотя с возрастом сперма становится менее качественной (статистика доказывает, что мужчины старше 40 лет вдвое меньше плодородны, чем мужчины до 25), мужчины все равно способны зачать ребёнка до 70 лет, если они найдут женщину, способную рожать и готовую зачать от них ребёнка. Например, Чарли Чаплин зачал своего последнего ребёнка в 73 года.
В противоположность мужчинам, женщины рождаются с ограниченным количеством яйцеклеток в матке и они не имеют способности производить новые. Таким образом, когда у женщины начинаются менструации, её производство яйцеклеток уже уменьшается почти на одну пятую часть, а к возрасту 35 лет её способность рождать уменьшается до такой степени, что большинство врачей, занимающихся экстракорпоральным оплодотворением, не станет заниматься женщиной в возрасте 40 с небольшим лет, используя её собственную яйцеклетку.
Когда пары заводили детей в возрасте 20 с лишним лет, эти различия не имели особого значения. Однако через поколение в большинстве развитых стран стало наблюдаться увеличение возраста, в котором мужчины и женщины рождают детей. Теперь родителям, впервые рождающим ребёнка в Великобритании, в основном более 30 лет. И с каждым годом этот возраст все больше увеличивается. Однако наступит момент, когда средний возраст пары, пытающейся стать родителями, будет несовместим с их репродуктивной биологией.
Некоторые могут возразить, что мы уже дошли до этого момента, и что возрасное бесплодие уже достигло размеров эпидемии. В начале этого года несколько экспертов по бесплодию, включая меня, попытались начать обсуждение необходимости улучшения образования в сфере рождаемости для мужчин и женщин и более разумного семейного планирования в нашем обществе. Как и ожидалось, даже озвучивание подобного вопроса было воспринято как оскорбление и в некоторых местах даже встречено с отвращением, воплями и критикой в адрес навязчивых медиков, слишком глубоко сующих свой длинный нос в личную жизнь людей.
Хотя я согласен, что государство не должно играть контролирующую роль в семейном планировании своих граждан, я считаю, что у него остается ответственность за обеспечение их адекватной информацией по проблемам здоровья. И именно здесь, по моему мнению, кроется наша проблема. Лекции о репродуктивной биологии, которые я сейчас читаю для студентов, часто превращаются в уроки секс-образования для 18- и 19-летней молодёжи, и я не перестаю удивляться тому, насколько ограниченны их знания о вещах, связанных с их собственной репродуктивной системой.
Итак, должны ли мы рождать детей в 20 лет? С точки зрения биологии — да: нет сомнений, что наши тела предназначены для того, чтобы рождать детей в этом возрасте или даже раньше. И совершенно определенно нам следует заводить детей раньше, чем мы это делаем сейчас. Жизненно важно, чтобы мы переосмыслили то, какое образование мы даем нашим детям в вопросах рождаемости, причём не только в школе, но и в колледже, университете, и, возможно, даже на рабочих местах.
Благодаря образованию, работе и желанию жить на полную катушку, наш стиль жизни и наша биология больше не совпадают, если говорить о чжелании стать родителями. Однако если мы ничего не предпримем, рождение детей в принципе станет весьма проблематичным.
Профессор Аллан Паси (Allan Pacey), автор статьи, является экспертом по вопросам рождаемости и первым в Великобритании профессором андрологии.
Источник: The Telegraph