ЕС «рискует умереть, если потеряет направление», утверждает Папа Франциск в своем обращении.
В своей речи в 1992 году президент Европейской комиссии Жак Делорс (Jacques Delors) сделал мрачное предсказание: «Если в последующие десять лет мы не сможем вернуть Европе душу, духовность и смысл, игра закончится».
Прошло 25 лет, и для Евросоюза игра все еще продолжается. Однако в следующие десять лет в свете Брекзита, нестабильного евро, вызывов мусульманской иммиграции и подъема популистской политики — кто знает?
До некоторой степени исход зависит от того, останется ли ЕС верным своей изначальной миссии, которая имеет как экономическую, так и цивилизационную направленность.
На прошлых выходных — 25 марта — ЕС отпраздновал свой 60-й юбилей и годовщину подписания Римского договора. Десятки глав правительств (кроме премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, у которой была более важная встреча) собрались отметить эти два основополагающих события.
На улицах Рима демонстранты правого толка собрались с плакатами с надписью «F*** EU». «Мы против нынешнего представления Европы для банкиров, которой правят только деньги, — сказал один из них журналистам. — Мы против такой Европы».
Это было послание, содержащееся в речи Папы Римского Франциска, которую он произнес перед 27 собравшимися главами правительств хоть и в более мягких, но не менее призывных словах.
Папа Римский начал с напоминания европейским лидерам, что им необходимо понимать свое прошлое, если они хотят найти безопасный путь в будущем. Сам факт того, что договоры были подписаны в Риме, культурном центре христианского мира и столице империи, чья юридическая и административная системы сформировали лицо Европы, в день Благовещения, когда был зачат Христос, — все подчеркивает христианское основание этого проекта. Как сказал Альчиде де Гаспери (Alcide de Gasperi), один из отцов-основателей ЕС в 1954 году, «христианство стоит у истоков нашей европейской цивилизации».
«Отцы-основатели напомнили нам, что Европа — это не набор обязательных правил и не руководство из протоколов и процедур, которые необходимо соблюдать. Это стиль жизни, способ понимания человека на основе его совершенного и неотъемлемого достоинства; это нечто большее, чем просто список прав, которые нужно защищать, или заявлений, которые нужно продвигать. В основе идеи Евросоюза лежит природа и ответственность человека, содержащая закваску его евангельского братства…, его стремления к истине и справедливости, отточенные тысячелетним опытом».
Папа Франциск подчеркнул, что без христианства «западные ценности достоинства, свободы и справедливости оказались бы по большей непостижимыми». Центральной частью его послания стало то, что Европа стоит на грани потери благородных надежд, которыми были воодушевлены основатели Евросоюза. Он отметил, что Европу охватило предчувствие кризиса, а не возможности, потому что она потеряла свое направление.
Чтобы вновь обрести его, ЕС должен вернуться к столпам, на которых он был построен: «центральное место человека, эффективная солидарность, стремление к миру и развитию и открытость будущему». Папа Римский особенно выделил открытость к жизни в явной критике абортов, эвтаназии и антисемейной политики:
«Европа обретет новую надежду, когда сделает ставку на будущее. Когда молодым людям будут предлагаться серьезные перспективы для образования и реальные возможности для работы. Когда будут инвестиции в семью, которая является первой и самой основной ячейкой общества. Когда придет уважение свободы совести и идеалов граждан. Когда люди будут рожать детей без страха за их будущее, за их воспитание. Когда право на жизнь будет признано святым правом».
Еще в 2014 году Папа Римский произнес похожую речь в Европейском Парламенте, описывая Европу как старушку, «лишившуюся плодовитости и жизни, пожилую и изможденную». Вскоре после этого он получил сердитый звонок от Ангелы Меркель с требованием пояснить, действительно ли он считает, что Европа бесплодна. Понтифик вежливо ответил, что у Европы может быть замечательное будущее, если… Однако три года спустя мало что поменялось, кроме количества кризисов. Возможно, пора серьезно отнестись к диагнозу Папы Римского.
Источник: MercatorNet