Недавно завершился восьмимесячный эксперимент по изоляции шести человек, проведенный для проверки человеческой выносливости в длительных космических миссиях.
Экспериментальное «путешествие на Марс» заключалось в том, что люди находились в изоляции под вершиной кратера самого большого активного вулкана на Гавайях (Мауна Лоа).
Специалисты NASA, планирующие уже к 2030 году отправить экспедицию на Марс, надеются, что результаты эксперимента помогут при выборе будущих членов космических экипажей.
Однако не только NASA положило глаз на Красную Планету. Миллионер-авантюрист, Илон Маск (Elon Musk), и авиакосмическая фирма Lockheed Martin объявили о намерении с 2022 по 2028 годы послать отдельные миссии и создать свои базы на Марсе.
В действительности, ошеломительная скорость научных открытий делает «марсианское Эльдорадо» вполне достижимой мечтой. Поэтому важно уже сейчас ответить на вопрос, какие законы будут действовать на Марсе? Ответ на этот вопрос может быть получен как раз с помощью экспериментов по изоляции.
Закон, установленный на космических станциях
Космический закон основан на том, что объекты и станции на небесных телах остаются под владением, юрисдикцией и контролем своей страны. Следовательно, частные компании и предприниматели не могут законно находиться или совершать добычу полезных ресурсов на этих территориях, если они не действуют в рамках суверенного государства.
Согласно действующим правилам, установка таких космических станций и область, требуемая для их работы, должны быть согласованы с ООН. Тогда они будут находиться под исключительной юрисдикцией государства, на территории которого зарегистрирован этот космический корабль или станция.
Во многом это вполне разумно — именно так постоянные станции на Марсе могут поддерживать свое жизнеобеспечение без какой-либо формы земельной собственности. То же самое относится к праву собственности на территорию вокруг станции, достаточную для ее содержания (например, для добычи топлива из ближайших ресурсов). На самом деле, самой практической аналогией закона для будущей колонии на Марсе являются нынешние правила для станций в Антарктике, которые поддерживаются странами, претендующими на эту территорию.
Однако есть сферы, в которых требуется обновление законов. Поскольку интерес к созданию большого числа постоянных космических станций на Марсе растет, и на его орбите находятся потенциальные объекты для колонизации, возможность уничтожения или повреждения марсианской собственности космическим мусором тоже увеличивается. Какие законы должны это регулировать? На самом деле, это лишь вопрос времени, когда ущерб космической станции от космических объектов приведет к юридическому или политическому конфликту.
Права собственности и их нарушение
Так же вероятно возникнут вопросы в отношении того, что государствам и корпорациям будет разрешено делать в марсианских колониях. Космическое производство лекарств и других материалов, которые могут потребовать наличия абсолютно стерильной атмосферы, можно выполнять на космических станциях. Открытия, при нынешних правилах, могут быть запатентованы и проданы. Однако основной вопрос — это законность добычи ресурсов.
Хотя современное космическое законодательство разрешает использование ресурсов для проведения научных исследований и поддержания марсианской миссии, нельзя создавать права собственности на находящиеся в космосе ресурсы. Это означает, что добыча ресурсов с целью их продажи на Земле будет запрещена до тех пор, пока в космические договора не будут внесены соответствующие изменения.
При этом велика вероятность, что данный закон будут игнорировать, что наглядно показали недавние попытки США и Люксембурга внедрить присвоение природных ресурсов в космосе. Обе страны ввели внутренние законы, предоставляющие полное право частным корпорациям приступить к гонке по добыче золота на небесных телах.
Когда дело доходит до гражданского и уголовного права, есть проверенные примеры, такие как Межгосударственные соглашения 1988 и 1999 годов, которые регулируют Проект космической станции «Колумбус» и МКС. Партнеры этих соглашений разработали кодекс поведения для команд космической станции в полете. Он предусматривает множество аспектов, включая полномочия для наказания преступлений, регистрацию космических объектов, безопасность граждан другого государства и репатриация (запланированное возвращение) преступников на Землю.
Уголовная юрисдикция продолжает оставаться строгой и иерархичной. Все чаще возникает ситуация, когда на борту космического корабля или станции находятся астронавты разных национальностей, которые часто должны подчиняться власти одного командира. Командир с наибольшей вероятностью назначается государством, в котором зарегистрирован данный корабль или станция. Обычно этому человеку принадлежит абсолютная и безоговорочная власть.
Во многих случаях командир космического корабля получает полномочия от вышестоящих представителей закона, например, от капитана. Связующим звеном во всех этих традициях является очевидная необходимость обеспечить безопасность и выживание команды и пассажиров, и в конечном счете — «космических колонизаторов». Будем надеяться, что недавние эксперименты по изоляции могут направить в сторону более демократичного и менее иерархичного режима для современных космических станций.
Если у каждой из сотрудничающих стран будет собственный командир, может возникнуть конфликт. Хорошим показателем является то, как Россия и США справились с транспортировкой на орбиту Космической станции «Альфа» американского миллионера Дэнниса Тито (Dennis Tito) — первого коммерческого космического туриста. Чтобы добиться одобрения NASA, пассажир, который по иронии судьбы завоевал привилегию отправиться туда на российской ракете, должен был пообещать не разгуливать по американскому сегменту станции без сопровождения. Он также согласился заплатить за любую сломанную им вещь.
Возможно, жестоко было то, что в 2008 году российским космонавтам было запрещено использовать туалеты своих американских коллег на МКС.
Также есть вероятность того, что колонисты будут не рады, что им придется жить по земным законам. Что с ними будет: они станут нео-колонистами или просто «пришельцами» в юридическом смысле? Должны ли они развить или сформировать свою собственную юридическую систему во время долговременного полета? Должны ли парламенты Земли разбираться с проблемами землян на Марсе с такого расстояния? Вот на какие вопросы нужно найти ответ.
К счастью, психологические исследования подобные тем, что провели NASA, будут очень полезны, потому что стесненное и трудное окружение, с которым сталкиваются «астронавты», может повлиять на изменение нынешних законов. Куча юридических проблем, которые возникнут на будущих марсианских космических станциях, — дело весьма любопытное, и оно определенно будет становиться все любопытнее и любопытнее.
Источник: The Conversation
Автор: Gbenga Oduntan, reader (Associate Professor) in International Commercial Law, University of Kent.