Несколько лет назад на неофициальной карте Европы появилось название «Либерландия» (Liberland). Чешский журналист Вит Едличка решил использовать семь квадратных километров ничейной земли на границе между Сербией и Хорватией для создания нового государства, построенного на либертарианских принципах.
Все эти годы он занимается пропагандой своей идеи, завел кучу сторонников, но дальше не продвинулся, если не считать достижением недавно подписанный им меморандум о взаимопонимании с Сомали.
С давних пор, со времен Платона и даже раньше, в головах некоторых людей поселилась мысль о возможности построить справедливое и благополучное общество на отдельно взятой территории. Авторы множества книг конструируют подобные миры в своих романах и научных работах, а каждый новый правитель реальных государств, заступая на пост, обещает своим подданным справедливость и благополучие. Проектами и присягами заполнены библиотеки, а обещанного все нет и нет.
В конце XX — начале XXI столетия свободные информационные потоки сделали устройство государственного организма настолько прозрачным, что для многих стала очевидной причина неисполнения старых чаяний — сама государственная машина. Ни одной стране в мире не удалось преодолеть эту преграду. У кого-то показатели лучше, у кого-то — хуже, но взятки, коррупция и чиновничий произвол есть везде. Чтобы их уничтожить, новые утописты замахнулись на святое, на основу.
По их мнению, современные технологии делают идеи осуществимыми. Отсюда проекты государств на заброшенных плавучих буровых платформах, на кораблях, на бесхозных землях, образовавшихся, например, в ходе неудачных демаркационных работ. В проекте все эти государства создаются на принципах свободного участия каждого гражданина в управлении и ликвидации класса чиновников.
Количество проектов растет. На минувшей неделе индиец Суяш Диксит добрался до места Бир-Тавиль на границе Судана и Египта, которое не принадлежит ни одному государству, воткнул в землю свой флаг, назвал Королевством и стал звать инвесторов поднимать экономику.
На этой же неделе Daily Mail выдала новость о том, что во Французской Полинезии, возле Таити на понтонах будет построен плавучий город-государство на несколько десятков тысяч человек. Якобы и власти Полинезии дали разрешение на использование своих прибрежных вод, и Питер Тиль, один из основателей Pay Pal участвует в проекте деньгами и идеями.
Питер Тиль, действительно, несколько лет назад горел такой идеей, но затем охладел, посчитав ее экономически несостоятельной. Зная это, пока не могу воспринимать новость Daily Mail всерьез и подожду подтверждения из других источников.
Основные надежды авторов проектов возлагают на блокчейн, действительно, способный лишить государство и окологосударственные институты массы выполняемых им функций. Компьютер и сервисные системы, построенные на распределенном реестре, справляются с многими задачами существенно лучше армии бюрократов. Однако командуют этой армией далеко не идиоты. Нет, конечно, на словах они все за прогресс. Но только вот за годы существования биткойна, например, так и не смогли выработать четкое к нему отношение — то разрешают, то запрещают, а чаще и то, и другое одновременно. Новшества пробивают себе дорогу с трудом.
А технологии не ждут пробуждения разума глобального госаппарата. Бешеный рост курса биткойна говорит не столько об экономическом потенциале криптовалюты, сколько о недоверии растущего числа жителей планеты к своим правительствам. Чем выше недоверие, тем круче курс. Вот в Зимбабве, как говорят, на новости о смещении Мугабе курс BTC в два раза превысил среднемировой. Еще бы, Мугабе печатал деньги как ошалевший фальшивомонетчик, какое уж там доверие. Его коллеги скромнее, но тоже не стесняются включать станок, да и кризис доверия испытывают вполне конкретный.
Доверие населения становится глобальным геополитическим фактором. Новые утопии сочиняют не блаженные, а те, кто окончательно разочаровался в эффективности традиционных государств. Однажды у них получится. Не уверен, что это будет плавучий город, но находящийся в лазурном океане тропический остров без чиновников — это, как минимум, приятная попытка решения вопроса. Хотя зачем плавучий? На эти деньги можно купить вполне себе настоящий остров. С пальмами.
Идею дарю.
Автор: журналист, медиаэксперт Борис Зверев.