Адвент — это особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Первый международный рождественский фестиваль «Адвент» пройдет в Москве в Кафедральном соборе святых Петра и Павла с 23 ноября по 21 декабря 2014 года.
Специально подобранная программа концертов фестиваля знакомит с размышлениями о Христе, выраженными в великих музыкальных произведениях, которые распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.
Фестиваль торжественно откроется концертом «“Wachet auf!” — “Пробудитесь!”» одного из лучших органистов Европы профессора Грэма Барбера (Лидс, Великобритания). Барбер известен по всему миру благодаря своим многочисленным гастролям и увлекательным передачам на радио Би-би-си. На протяжении своей внушительной карьеры он успел поиграть со всеми выдающимися британскими оркестрами и снискал славу безупречного виртуоза и превосходного мастера фразировки. Сейчас Барбер — профессор отделения исполнительских искусств Университета Лидса и директор музыки в церкви св. Варфоломея в городе Армли.
Помимо постоянных выступлений у себя на родине, Барбер гастролирует в Европе, Азии, Австралии и США. Он сделал огромное количество записей в прославленных соборах Великобритании, Германии и Нидерландов и заслужил в высшей степени лестную оценку журнала «Gramophone» как «один из лучших в мире записывающих органистов».
На концерте 23 ноября великие хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха будут соседствовать с органной музыкой Макса Регера и Феликса Мендельсона, написанной на мелодию знаменитого хорала «Пробудитесь, зовёт нас голос» — “Wachet auf, ruft uns die Stimme”. Эти слова дали название всему концерту — ведь именно хорал “Wachet auf”, в различных вариациях, уже несколько столетий традиционно исполняется во время Адвента и является таким же неотъемлемым атрибутом этого «времени радостного ожидания», как рождественский календарь для детей или еловый «венок Адвента», в который вставляются четыре свечи и зажигаются по очереди — по одной на каждое воскресенье до Рождества.
Слова хорала “Wachet auf, ruft uns die Stimme” родом из XVI века. Их сочинил вестфальский пастор и поэт Филипп Николаи, один из последних мейстерзингеров. Во время эпидемии чумы он читал прихожанам свою книгу «Зеркало радости» и в это же время создал два гимна — обращения к Богу, один из которых начинается словами “Wachet auf, ruft uns die Stimme”. С тех пор эта тема развивалась на протяжении последующих столетий в творчестве многих композиторов.
Бах вспоминает стихи Николаи и пишет на них знаменитую одноимённую кантату ВWV 140 в трагический период своей жизни: в 1720 году умирает его первая, горячо любимая жена Мария Барбара. Через некоторое время композитор создаёт прелюдию на этот же хорал, то есть самостоятельное произведение, лишь опирающееся на текст исходной духовной песни. Прекрасная хоральная прелюдия “Wachet auf, ruft uns die Stimme” BWV 645 вошла в сборник так называемых «Шюблеровских хоралов», которые примечательны тем, что все они взяты Бахом из его собственных кантат — по сути, это органные переложения их отдельных номеров.
Продолжает концерт баховская Фантазия и фуга ре мажор (в аранжировке Макса Регера) и его же Трио-соната до минор — Хоральная фантазия “Nun komm, der Heiden Heiland” («Приди же, язычников Спаситель»), сочинённая в поздний период, когда Бах уже почти полностью потерял зрение и жил в затемнённой комнате, не прекращая работу над сборником «Лейпцигских хоральных фантазий».
Следующие два композитора, которые будут представлены на концерте, были страстным почитателями Баха и во многом вдохновлялись его творчеством. Интересно также и то, что Феликс Мендельсон-Бартольди и Макс Регер так же, как и их великий предшественник, долгое время работали в Лейпциге. Слушатели станут свидетелями своеобразного «диалога эпох»: жанры хорала и хоральной прелюдии предстанут перед ними в прочтении мастеров барокко, романтизма и позднего романтизма.
Феликс Мендельсон (1809–1947), «открывший» Баха для широкой публики в 1829-м, исполнив в Берлине великие «Страсти по Матфею», всю жизнь популяризировал музыку Баха и даже создал Баховское общество, основной задачей которого была публикация полного академического собрания произведений композитора. Мощная увертюра оратории Мендельсона «Павел» написана на мотив всё того же хорала “Wachet auf” — её Грэм Барбер исполнит в переложении для органа Уильяма Беста.
Макс Регер (1873–1916), один из крупнейших органных композиторов XIX–ХХ столетий, был современником Густава Малера и Рихарда Штрауса, но тяготел всё же к иным, классическим идеалам, которые обрёл в наследии Баха. Надо сказать, что количество его сочинений для этого органа так огромно, что лишь немногие органисты освоили их в полном объёме. На концерте, который откроет рождественский фестиваль «Адвент», прозвучат его Хоральная прелюдия “Wachet auf, ruft uns die Stimme” Op. 67, No. 43 и грандиозная Фантазия на этот же хорал Op. 52, No. 2.
Концерт состоится 23 ноября в 19.30. Подробности на сайте организатора Сollegium Musicum