Как известно, джаз ― музыка элитарная. А в наших краях эта музыка элитарна вдвойне, а то и втройне. Во-первых, у любого нашего широкого слушателя джаз ассоциируется исключительно с Луи Армстронгом и фильмом «Мы из джаза», но это как раз тот джаз, в котором нет синкопы и любая импровизация имеет последовательность. Во-вторых, в музыке Джона Колтрейна, Арта Блэйки и Майлса Дэвиса привычной уху композиционной последовательности нет, и неподготовленный слушатель решит, что тот или иной трубач ― яркий представитель модального джаза, кула или бибопа ― просто настраивает инструмент, а не играет уже готовую композицию.
Как правило, моду на музыку диктует молодежь, люди до 30 лет. Но модальный джаз, кул и бибоп ― жанры для более взрослой аудитории. Молодежи просто не хватит усидчивости, чтобы оценить все эти духовые «завитушки» по достоинству. Возможно, именно этот факт заградил путь широкой популяризации жанров в наших краях. Ведь наши люди, кому 30 лет, за редким исключением не задвигают свои музыкальные пристрастия в одну полку вместе с дипломом об окончании института, первым свидетельством о браке или рождении первого ребенка. Вступая во взрослую жизнь, посвятить себя столь высоким материям, как современный джаз, крайне сложно. Для стороннего восприятия подобная музыка очень сложна, практически непригодна. Поэтому мне удивительно, что альбомы Майла Дэвиса Kind of Blue и B**ches Brew стали настоящими коммерческими сенсациями в США. Чтобы полюбить эту музыку с первых аккордов, вам нужно послушать «Blue Train» Колтрейна или «So What» Дэвиса. И если это музыка не вызовет у вас эмоций, вы либо вернитесь к ней лет через 5-10, либо не возвращайтесь вовсе.
Майлс Дэвис стал наиболее влиятельной фигурой модального джаза, фьюжна, джаз-рока и кул-джаза, практически определив их пути развития и достиг в них недостижимых максимумов. Фильм о такой масштабной фигуре должен был появиться в обязательном порядке. Вот только какой из периодов он должен был охватывать, ведь Дэвис начинал набирать обороты еще в 40-х вместе с Чарли Паркером, затем наступил его звездный час в 50-х, потом был период забвения и громогласное возвращение в конце 60-х. Снимать фильмы о столь монументальных и разноплановых личностях – задача крайне сложная. Вы, думаю, помните «Переступить черту», удостоенную ряда престижных кинопремий, но с учетом вклада Джонни Кэша картина рассказал лишь самые поверхностные факты его жизни. Поэтому картина, которую наши прокатчики перевели по ее рабочему названию — «Убить Трубача» («Kill the Trumpet Player») хоть и имеются флешбэки к периоду карьерного взлета Дэвиса, полной истории великого трубача не рассказывает. Чтобы уместить все важные факты и события в жизни великого джазмена понадобится снимать сериал, а не полный метр.
К постановке картины режиссера и исполнителя главной роли Дона Чидла подталкивали почти десять лет. Средства на картину он собирал по сусекам, но основную сумму картине принес сбор на сан-францисском краудфандинг-портале Indiegogo. В итоге картина обошлась создателям в чуть менее чем полмиллиона долларов! Все актеры были задействованы в проекте практически бесплатно. Первоначально Чидл не верил в свои силы, но финальный результат его схожести с поздним Дэвисом почти такой же, какой достиг Оливер Стоун при создании фильма The Doors, превратившего Вэла Килмера в зеркальное отражение Джима Моррисона (да-да, на постере не Дэвис, а Чидл). И хоть «Убить трубача» получилась неполной биографией Майлза Дэвиса, по части фонового саундтрека затронуты практически все периоды его развития. На мой взгляд, это один из лучших байопиков десятилетия.