Воскресенье, 18.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Новая редакция оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре»

от Редактор
10.10.2017
в Авторские материалы, Культура, Новости
1 мин чтения
Новая редакция оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре»

RefNews открывает новую рубрику «Культпоход», в которой будут появляться материалы о самых интересных театральных и музыкальных премьерах и постановках. Водить в Культпоход читателей будет Анна Виноградова.

Если кто хорошо помнит и любит фильм «Дуэнья» на музыку Тихона Хренникова с великолепными актерами Зельдиным, Леоновым, Васильевой и Муравьевой, восхищался красивыми ландшафтами, историческими костюмами, искрометным танцем испанских цыган и легендарными куплетами сеньора Мендозы и подвыпивших монахов , то этот зритель, как и я, с первых сцен спектакля впадет в культурный шок и недоумение… Да, это тот же Шеридан, те же хитроумные интриги Дуэньи, влюбленные молодые люди, жаждущие денег старик-отец и его ровесник жених, монахи, слуги, и, на этом совпадения заканчиваются. Дальше — полный абсурд, фантасмагория, переплетение стилей и эпох и совсем другая музыка, но если вы думаете, что я собираюсь критиковать и ругаться — не угадали, и вам не сюда!

Давайте все по порядку. Сергей Прокофьев познакомился с пьесой Шеридана «Дуэнья» в 1940 году и сразу увлекся написанием лирико-комической оперы в стиле Моцарта и Россини. Он сам в соавторстве с женой Мирой Мендельсон писал либретто и работал над оперой быстро, говоря его же словами » я строчу оперу», но постановке помешала война и только в декабре 1959 г «Обручение в монастыре» появилось в афише театра Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодняшняя премьера — новая редакция постановки Александра Тителя и Людмилы Налетовой 2000 года.

И вот — первый акт, картина первая — на сцене два алчущих наживы старика оговаривают условия взаимовыгодного брака в окружении танцовщиц с рыбьими головами, странных чудовищ, видимо морских гадов, и русалки с сигаретой, извивающейся в аквариуме, над головой — десятки пропеллеров — ну вот не так, совсем не так представляла я себе солнечную Севилью! Далее более — в спортивных трусах появляются юная Луиза и барабанная дробь, беременная Дуэнья, недвусмысленно намекающая на свое интересное «положение». Они в месте с персонажами итальянской комедии дель арте, делают зарядку!

При этом речитативом ведут свой дуэт — кстати, очень красиво и выразительно. Сразу скажу, одно из достоинств постановки — молодые, красивые, шустрые персонажи действительно молоды и красивы, и вокал всех исполнителей на высоком профессиональном уровне. Музыка сложная, не грешит попсовой мелодикой, недаром Илья Эренбург сравнивал Прокофьева с Пикассо, отмечая, что композитор «тоже умел работать в различных манерах, противоречить себе на каждом шагу, все пробовать и отвергать.»

Думаю, что эта черта Прокофьева и воодушевила постановщиков Александра Титель и Людмилу Налетову представить банально-комедийный сюжет в таких не соответствующих эпохе, а порой даже сюрреалистических картинах.

Поэтому и повеса Фердинанд в бриджах и кожаном жилете ( замечательный баритон Петр Соколов), таскающий на загривке сестру и при этом поющий, и Луиза с Кларой, в коротеньких платьицах с чемоданами и в темных очках, мило порхающие по сцене, и даже приятель Мендозы Дон Карлос (в фильме блистательно сыгранный Сошальским — такой цинично скучающий, с хрипотцой распевает куплеты про жизнь сеньора «не старого, хотя уже не молодого»), здесь появляется закованным в латы, на постаменте на колесиках, которого все катят кому не лень, куда охота, а он — романтик и рыцарь — все это уже не вызывает недоумение, а только улыбку .

И тут лично для меня наступил этот переломный момент, когда из непонимания, безразличия и даже легкого раздражения начинается проникновение, приятие и зрительское любопытство.

Произошло это ближе к концу первого акта и замечательно, потому что во втором акте все, что казалось нелепым, выбивающимся, порой фантасмагорией сложилось в феерическую, яркую, сочную постановку.

Наполненный мягким лиризмом мелодичный дуэт Луизы и Антонио, улетающих венчаться в монастырь на самолете все с теми же пропеллерами, Клара в монашеском одеянии с мастерком в руках возводит каменную стену, страдая от любви к Фердинанду, безумно красивая мизансцена с монашенками, выскальзывающими и вдруг замирающими в отчаяние у монастыря — все это дышит такой одухотворенной, высокой, завораживающей музыкой.

И это тоже контраст, живое противоречие комического и лирического, гротеска и ясной простоты чувств, и это уже принимаемая и понятная тебе картинка, да что говорить — почти гармония.

Ну и финал не подкачал. Кого там только не было — кружились влюбленные пары в ярких бальных платьях, все маски комедии дель арте, пожарные с трубами, даже санитары унесли на носилках обезумевшего Мендозу!

Очень хочется отдельно выделить исполнителей — конечно Романа Муровицкого — Дона Хорома, алчного отца вначале и такого довольного, счастливого папашу на «выходе», Инну Клочко — искрометную, излучающую саму жизнь Луизу, Дуэнью — Елену Мастинину, и особенно мне понравившуюся Ларису Андрееву, исполнившую партию Клары — выразительное, красивое меццо-сопрано (лично я на эту певицу в театр Станиславского и Немирович-Данченко буду ходить!).

Кто любит неоклассику, творчество Сергея Прокофьева и не боится новых форм изложения в оперном искусстве — не пропустите «Обручение в монастыре», в свежей редакции, оно этого стоит.

Теги: В РоссииРецензии
Предыдущий Пост

Захват компьютеров для добычи криптовалюты - последний тренд

Следующий Пост

ИНТЕРВЬЮ: Поставьте людей в центр искусственного интеллекта

Связанные Посты

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025

«Мы сами — часть тайны, которую пытаемся разгадать». Макс Планк. Эпистемологический инстинкт в нашей основе. Мы стремимся проникнуть в глубочайшие...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025

Две российские компании  - АО «Оператор ТМиК» и INVENTORUS объявляют о подписании соглашения о сотрудничестве, направленного на развитие научно-исследовательского и инновационного потенциала...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

06.12.2024

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Академик Евгений Велихов внес ключевой вклад в развитие целого ряда научно-технических направлений в мире. В частности,...

Загрузить Еще
Следующий Пост
ИНТЕРВЬЮ: Поставьте людей в центр искусственного интеллекта

ИНТЕРВЬЮ: Поставьте людей в центр искусственного интеллекта

Информация о смерти Дмитрия Хворостовского оказалась ложной

Информация о смерти Дмитрия Хворостовского оказалась ложной

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024