RefNews открывает новую рубрику «Культпоход», в которой будут появляться материалы о самых интересных театральных и музыкальных премьерах и постановках. Водить в Культпоход читателей будет Анна Виноградова.
Если кто хорошо помнит и любит фильм «Дуэнья» на музыку Тихона Хренникова с великолепными актерами Зельдиным, Леоновым, Васильевой и Муравьевой, восхищался красивыми ландшафтами, историческими костюмами, искрометным танцем испанских цыган и легендарными куплетами сеньора Мендозы и подвыпивших монахов , то этот зритель, как и я, с первых сцен спектакля впадет в культурный шок и недоумение… Да, это тот же Шеридан, те же хитроумные интриги Дуэньи, влюбленные молодые люди, жаждущие денег старик-отец и его ровесник жених, монахи, слуги, и, на этом совпадения заканчиваются. Дальше — полный абсурд, фантасмагория, переплетение стилей и эпох и совсем другая музыка, но если вы думаете, что я собираюсь критиковать и ругаться — не угадали, и вам не сюда!
Давайте все по порядку. Сергей Прокофьев познакомился с пьесой Шеридана «Дуэнья» в 1940 году и сразу увлекся написанием лирико-комической оперы в стиле Моцарта и Россини. Он сам в соавторстве с женой Мирой Мендельсон писал либретто и работал над оперой быстро, говоря его же словами » я строчу оперу», но постановке помешала война и только в декабре 1959 г «Обручение в монастыре» появилось в афише театра Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодняшняя премьера — новая редакция постановки Александра Тителя и Людмилы Налетовой 2000 года.
И вот — первый акт, картина первая — на сцене два алчущих наживы старика оговаривают условия взаимовыгодного брака в окружении танцовщиц с рыбьими головами, странных чудовищ, видимо морских гадов, и русалки с сигаретой, извивающейся в аквариуме, над головой — десятки пропеллеров — ну вот не так, совсем не так представляла я себе солнечную Севилью! Далее более — в спортивных трусах появляются юная Луиза и барабанная дробь, беременная Дуэнья, недвусмысленно намекающая на свое интересное «положение». Они в месте с персонажами итальянской комедии дель арте, делают зарядку!
При этом речитативом ведут свой дуэт — кстати, очень красиво и выразительно. Сразу скажу, одно из достоинств постановки — молодые, красивые, шустрые персонажи действительно молоды и красивы, и вокал всех исполнителей на высоком профессиональном уровне. Музыка сложная, не грешит попсовой мелодикой, недаром Илья Эренбург сравнивал Прокофьева с Пикассо, отмечая, что композитор «тоже умел работать в различных манерах, противоречить себе на каждом шагу, все пробовать и отвергать.»
Думаю, что эта черта Прокофьева и воодушевила постановщиков Александра Титель и Людмилу Налетову представить банально-комедийный сюжет в таких не соответствующих эпохе, а порой даже сюрреалистических картинах.
Поэтому и повеса Фердинанд в бриджах и кожаном жилете ( замечательный баритон Петр Соколов), таскающий на загривке сестру и при этом поющий, и Луиза с Кларой, в коротеньких платьицах с чемоданами и в темных очках, мило порхающие по сцене, и даже приятель Мендозы Дон Карлос (в фильме блистательно сыгранный Сошальским — такой цинично скучающий, с хрипотцой распевает куплеты про жизнь сеньора «не старого, хотя уже не молодого»), здесь появляется закованным в латы, на постаменте на колесиках, которого все катят кому не лень, куда охота, а он — романтик и рыцарь — все это уже не вызывает недоумение, а только улыбку .
И тут лично для меня наступил этот переломный момент, когда из непонимания, безразличия и даже легкого раздражения начинается проникновение, приятие и зрительское любопытство.
Произошло это ближе к концу первого акта и замечательно, потому что во втором акте все, что казалось нелепым, выбивающимся, порой фантасмагорией сложилось в феерическую, яркую, сочную постановку.
Наполненный мягким лиризмом мелодичный дуэт Луизы и Антонио, улетающих венчаться в монастырь на самолете все с теми же пропеллерами, Клара в монашеском одеянии с мастерком в руках возводит каменную стену, страдая от любви к Фердинанду, безумно красивая мизансцена с монашенками, выскальзывающими и вдруг замирающими в отчаяние у монастыря — все это дышит такой одухотворенной, высокой, завораживающей музыкой.
И это тоже контраст, живое противоречие комического и лирического, гротеска и ясной простоты чувств, и это уже принимаемая и понятная тебе картинка, да что говорить — почти гармония.
Ну и финал не подкачал. Кого там только не было — кружились влюбленные пары в ярких бальных платьях, все маски комедии дель арте, пожарные с трубами, даже санитары унесли на носилках обезумевшего Мендозу!
Очень хочется отдельно выделить исполнителей — конечно Романа Муровицкого — Дона Хорома, алчного отца вначале и такого довольного, счастливого папашу на «выходе», Инну Клочко — искрометную, излучающую саму жизнь Луизу, Дуэнью — Елену Мастинину, и особенно мне понравившуюся Ларису Андрееву, исполнившую партию Клары — выразительное, красивое меццо-сопрано (лично я на эту певицу в театр Станиславского и Немирович-Данченко буду ходить!).
Кто любит неоклассику, творчество Сергея Прокофьева и не боится новых форм изложения в оперном искусстве — не пропустите «Обручение в монастыре», в свежей редакции, оно этого стоит.