Лейбл Tooth & Nail был открыт в 1993-м году стараниями Брэндона Эбеля, страстно желавшего записывать «неформатную христианскую музыку», то есть музыку тех жанров, которые ни одна звукозаписывающая христианская музыкальная компания того времени, находясь в здравом рассудке, не решилась бы взять под свое крыло.
Что же это была за музыка, которую не подписывали в 90-х, когда прошло уже более 10-и лет с тех пор, как христианский музыкальный рынок смирился с наличием христианского хард-рока и хэйр-метала?
Речь, конечно же, шла о музыке в стиле панк и хардкор. Оба направления в Америке ассоциировались с дебоширами типа Генри Роллинза и командами вроде Minor Threat или Rancid, после концертов которых уборщики стирали кровь со стен и нередко собирали с пола пару-тройку зубов самых активных «мошеров». По этой причине «экстремальной» музыкой христианские лейблы заниматься не хотели, и подобные команды были обречены записываться в гаражных условиях или убеждать светские лейблы в необходимости записать их демо-материал, что в 95% случаев не увенчивалось успехом. Нужно было что-то делать со всеми этими накопившимися горячими юнцами из церковной среды, которые не хотели петь в хоре или в поп-группе, а хотели играть то, что жаждет услышать улица.
Лейбл Tooth & Nail не был первым христианским лейблом, приютившим «экстремальные» группы. Первыми, кто начал подписывать всякого рода христианский музыкальный «неформат», были Intense Records, заключившие контракты с пионерами христианского трэш-метала, который, по понятной причине, был в полной опале. Но каждая из тех команд по-своему отличилась в музыкальной истории: Tourniquet были первой христианской «тяжелой» группой, попавшей на Mtv (с клипом на песню «Ark of Suffering»), Deliverance имели песню «Weapons of Our Warfare», клип на которую очень нравился мировой звезде — ударнику Metallica Ларсу Ульриху, а дебютный альбом Vengeance Rising — Human Sacrifice и вовсе возглавил список «100 величайших христианских метал-альбомов всех времен». Другой звукозаписывающей компанией, приютившей христианский «неформат», был R.E.X. Records – с ним работали Living Sacrifice, Sacrament и Believer (первые позже перешли на Tooth and Nail). Но ко второй половине 90-х оба эти лейбла стали банкротами из-за резкого спада интереса к музыке в стиле трэш-метал, и почти вся нагрузка упала на плечи Tooth & Nail.
Свой путь Tooth & Nail начали с подписания контрактов с в меру яркими христианскими музыкантами, всерьез заинтересованными андеграундной музыкой. Групп было чуть больше пары десятков, но первой большой находкой, получившей серьезный отклик у светского слушателя, были MxPx – одна из самых известных команд американской панк-рок сцены, порядка пяти раз уже приезжавшая с концертами в Россию. В 1998-м году их альбом Slowly Going the Way of the Buffalo достиг «золотого» статуса, став первым бестселлером лейбла.
В 1997-м для работы с более тяжелыми командами лейбл открыл свое «левое» крыло, названное Solid State Records, куда перебросили всех тех, кто играл тяжелую музыку, в частности хардкор. А специально для «форматных» исполнителей лейбл открыл «правое» крыло BEC Recordings, а затем небольшое хип-хоп подразделение Uprok Records.
До начала 00-х лейбл не выпустил из своих недр более узнаваемых в светских кругах групп, чем MxPx и Project 86 (P.O.D. с лейблом сотрудничали недолго, потому что быстро перешли в мэйнстрим). Большинство других команд были уровнем чуть выше среднего, либо носили чисто экспериментальный характер, как, например, Argyle Park. Но были и непризнанные гении — Starflyer 59, которые, впрочем, сами отказались от всех предложений мэйнстрима. Но, словно по мановению волшебной палочки, уже к 2004-му году лейбл достигает значительных успехов на музыкальном рынке. Один за другим с его конвейера сходят востребованные на светской сцене проекты. В прямом смысле на золотую жилу лейбл натыкается, подписав контракт с командой Underoath из Тампы, которая, после полной смены состава, становится краеугольным камнем в жанре «скримокор». Два альбома подряд группа продает полумиллионным тиражом и зарабатывает, соответственно, два подряд «золотых диска». Кроме того стоит отметить, что их альбом Define the Great Line, выпущенный в 2006-м, стартует по продажам со 2-й строчки Billboard Top 200, что, с учетом жанра, просто фантастический результат!
Затем лейбл привлекает к себе внимание светского мира двумя другими яркими проектами — The Chariot и Norma Jean – обе команды постепенно становятся одними из главных мировых представителей бескомпромиссного по своей тяжести жанра «маткор». Параллельно следуют еще несколько музыкальных проектов, нашедших отклик на светской сцене, в частности это касается металкор формации August Burns Red и ню-метал феномена Demon Hunter. Параллельно своей музыкальной деятельности, лидеры Demon Hunter — братья Кларки – открывают дизайнерскую студию Invisible Creature, где начинают работу над обложками и веб-сайтами для таких мега-звезд, как Канье Уэст, KoЯn и Foo Fighters. Три обложки, сделанные Кларками, номинируются на главную музыкальную премию Grammy в номинации «лучшее оформление».
Меньше чем за десять лет из мелкого лейбла для независимых групп Tooth & Nail выросли в один из лучших андеграундных лейблов США. За двадцать лет они работали с такими жанрами, как альтернативный рок, инди-рок, индастрил, эмокор, эмо-рок, скримо, маткор, хаотик хардкор, панк, поп-панк, дэз-метал, металкор и т.д. Замечателен тот факт, что неистовство подопечных Tooth & Nail, которые зачастую являются вооцерквленными и глубоко верующими людьми, достигает тех клубов, в которых, как говорится, не ступала нога священника.
В этом свете крайне интересным выглядит релиз документального фильма No New Kinda Story (Неновая как бы история). Его выход приурочен к двадцатилетию лейбла, который, без преувеличения, можно назвать самым продуктивным в истории христианской музыкальной индустрии. Помимо полной истории становления, эксклюзивных видео и фотоматериалов, зрителя ждут специальные интервью с музыкантами Underoath, Emery, Anberlin, Demon Hunter, Project 86, MxPx, Starflyer 59, TFK и т.д.