Тема эвтаназии – одна из самых болезненных и обсуждаемых тем в западном обществе; частично эти дискуссии перенеслись и в Россию. Сторонники эвтаназии утверждают, что прерывание жизни неизлечимо больного человека с его согласия – это форма права человека на собственную жизнь, противники, как правило, выражают опасение, что эвтаназия будет сопровождаться большими злоупотреблениями.
Что думают по этому поводу люди верующие? Они осуждают эвтаназию, но по разным причинам. Обратимся к порталу http://ideal.izm.io/ru, предлагающему ответы разных религиозных традиций на сложные ценностные вопросы.
Буддизм ссылается на негатив, которые мы сами получаем, совершая убийство: «Когда мы принимаем решение прекратить чью-то жизнь, будь то смертная казнь, аборт или эвтаназия — с буддийской точки зрения это всегда негативное действие. Прекратить чью-то жизнь — и свою тоже — прежде срока, естественного срока — это всегда негативное действие, и оно отложится в нашем подсознании как негативное семя и впоследствии приведет к нашему же страданию. Это просто общая формулировка» (Елена Леонтьева, главный редактор сайта Buddhism.ru).
Для ислама самое важное – то, что только Бог – господин жизни и смерти: «Всевышний — Творец и Создатель всего сущего, и Он дает жизнь человеку и забирает, и забирает именно в тот период, который посчитает необходимым и нужным. И поэтому прерывать жизнь человека не является прерогативой человека. Это, безусловно, только прерогатива Всевышнего как Творца и Создателя, и никто не имеет права прерывать жизнь человека, ибо если он это сделает, то совершит грех. И даже сам человек не имеет права прерывать свою жизнь: с точки зрения ислама это является также тяжким грехом, за который человек может пострадать и в мире Вечности. Мнение исламских ученых по поводу эвтаназии однозначно — запрещено. Ибо сам процесс перехода человека в мир Вечности является также и мудростью Всевышнего, ибо в этот период, в каком бы тяжелом состоянии ни находился человек (а мы понимаем это по неким состояниям агонии) — когда душа с большими мучениями покидает тело человека, то Всевышний по Своей мудрости прощает человеку грехи, за которые человек мог не покаяться в этом мире. И поэтому прерывать предопределение или судьбу человека — это будет неправильно и с точки зрения ислама запретно» (муфтий Рушан Аббясов)
Несколько разнятся подходы в двух христианских традициях – протестантизме и и православии. Для протестантизма наиболее существенно, что эвтаназия провоцирует халатность врачей и препятствует встрече умирающего с Богом: «Слово «эвтаназия» переводится как «добрая смерть», что само по себе есть оксюморон, противоречие в терминах. Смерть не может быть доброй, потому что в Библии смерть названа врагом рода человеческого, который может и должен быть преодолен. Но происходит это не за счет уменьшения страданий при умирании, а за счет веры в Господа Иисуса Христа, Который есть надежда на воскресение из мертвых. Сторонники эвтаназии говорят о том, что такой способ ухода из жизни помогает облегчить страдания людей, которые безнадежно больны, и с этой точки зрения настаивают, что это очень гуманная процедура. Но такой гуманизм эвтаназии на самом деле обманчив. Есть по крайней мере несколько причин, почему стоит воздерживаться от того, чтобы принять такое решение. Во-первых, велик риск того, что мы лишим жизни человека, который мог бы выздороветь, и в том числе это может произойти из-за корыстных побуждений врачей или по каким-то другим причинам — из-за врачебной ошибки, например. Во-вторых, вместо того чтобы разрабатывать средства, которые действительно облегчали бы страдания, человеку просто предлагается преждевременный уход из этой жизни. И, наконец, смерть является великой тайной, и когда человек оказывается на пороге смерти, мы до конца никогда не знаем, что происходит с его душой, с его сердцем, но он точно здесь сталкивается с последней реальностью и может встретиться с Богом. Когда мы предлагаем человеку быстрый и безболезненный уход, мы лишаем его (и на самом деле не только его, но и его родственников) возможности задуматься о смысле бытия и пережить вот эту встречу, которая может изменить судьбу его в Вечности. Иными словами, эвтаназия — это не решение проблемы, а уход от нее. Это не гуманизация смерти, а отказ видеть ее подлинную трагедию, подлинную реальность. С этой точки зрения эвтаназия ведет не к гуманизации общества, а, напротив, к его дегуманизации, обесчеловечиванию» (пастор Михаил Дубровский, руководитель отдела богословия Российского объединённого союза христиан веры евангельской, РОСХВЕ)
Для православия самое ужасное в эвтаназии – тот факт, что она делает врача убийцей: «Само слово «эвтаназия» является православным термином и греческим словом, которое означает «благая кончина», «благая смерть», и об этом молятся все православные люди, жившие когда-либо в истории. Но это слово в наше время стало обретать другой смысл: когда человек, боясь каких-то мучений, пытаясь от них уйти, хочет закончить добровольно свою жизнь. Православная церковь относится к эвтаназии даже более строго, чем к самоубийству, поскольку самоубийство может иметь различные варианты: известны даже случаи, когда были канонизированы святые, которые предпочли жизнь нравственную жизни биологической. А человек, который прибегает к эвтаназии, во-первых, совершает самоубийство, а во-вторых, он еще впутывает в это дело и третьих лиц — родственников, близких и самого врача, который вынужден стать из врача палачом и как-то с этим жить оставшуюся жизнь» (игумен Димитрий Рябцев).
Посмотреть, какова позиция других религиозных течений по этому вопросу, а также определиться со своей позицией можно здесь.