Наконец вышла в свет долгожданная (для многих) вторая часть трилогии «Пятьдесят оттенков серого» ― «На пятьдесят оттенков темнее». Но я встречаю ее не с восторгом, а с содроганием.
Романтический герой Кристиан Грей, человек с глубокими душевными расстройствами, преследует наивную девственницу по имени Ана. Кристиан по характеру очень ревнивый, любящий контроль и манипуляцию, склонен к сексуальной жестокости (у него на лбу написано «попалась»). Он даже пытается убедить Ану подписать договор, который дает ему полный контроль над ней, начиная от секса по требованию до указания, когда ей можно есть.
Разве не великолепная любовная история?
Анализ первой книги показал, что в так называемых романтических отношениях Кристиана и Аны определяющую роль играет жестокость партнера. Используя термины Центра по контролю и профилактике заболеваний США, исследователи обнаружили, что эмоциональное насилие и сексуальная жестокость преобладают во всем сюжете, и отметили, что эмоциональное насилие наблюдается «практически в каждом действии». Это видно по тому, как Кристиан преследует девушку, выслеживая ее передвижения с помощью мобильных и компьютерных технологий, ограничивая социальные контакты героини путем запугивания и угроз.
Исследователи выделили различные аспекты сексуальной жестокости главного героя, включая злость как возбуждающий элемент, игнорирование границ Анны и использование угроз и алкоголя подавления ее воли.
Немотря на это «Пятьдесят оттенков» превратились в мировой феномен, положив начало целому направлению товаров, включая белье, вино, секс-игрушки, гостиничные номера в стиле «Пятидесяти оттенков» и даже детские вещи с изображением наручников и слоганом: «Я притворяюсь, что Кристиан Грей ― мой папа».
Что же происходит, когда серия фильмов такого масштаба делает насилие в семьях и жестокость мужчин по отношению к женщинам сексуальным и желаемым? Какой вывод для себя делают женщины и мужчины, девочки и мальчики? Кто извлекает выгоду из распространения мнения, что женщины и девушки втайне хотят и наслаждаются сексуальным насилием?
Конечно, не все разделяют это мнение. В ходе нашей кампании «Коллективный призыв: за мир, свободный от сексуальной эксплуатации», мне довелось столкнуться с различными фанатами этой серии книг, которые утверждали, что «Пятьдесят оттенков» ― это всего лишь художественное произведение, и поэтому у него нет такого влияния. На нашем сайте мы постарались ответить на подобные возражения.
Тревожит то, что многие люди, защищающие «Пятьдесят оттенков» и утверждающие, что эти книги и фильмы не влияют на жестокость мужчин по отношению к женщинам, искажают информацию о насилии в семьях и отстаивают сложившиеся стереотипы (бьет ― значит любит), показывая огромный недостаток понимания этой проблемы. Хотя подобное отношение уже существовало в обществе, серия «Пятьдесят оттенков» сильно его усилила.
«Пятьдесят оттенков» не демонстрирует прямого физического насилия, потому что Кристиан никогда не бьет Ану (как будто бытовое насилие ограничено рукоприкладством). Другой аргумент, который я не раз слышала, заключается в том, что если бы ей что-то не понравилось, она бы ушла, что опять показывает недостаток понимания того страха, властного отношения и сложностей, которые создают ситуации бытового насилия. Некоторые пытались преуменьшить или защитить насильственное поведение Кристиана Грея, заявляя, что его тенденция преследовать и контролировать является показателем его любви, что его можно простить, так как он сам был жертвой, или что это неважно, потому что «он в конце меняется».
В отличие от сказки про Аленький цветочек, в которой (внимание, спойлер!) насильник может измениться, если его жертва находится рядом и любит его, реальность такова, что насилие со временем только увеличивается. Как заметила популярная автор книг Гейл Дайнс (Gail Dines), «убежища для переживших насилие и кладбища полны женщинами, которым непосчастливилось встретиться с Кристианом Греем».
По всему миру женщины объединяются в сообщества и призывают бойкотировать эти кинокартины. «Коллективный призыв», Лондонский Центр для женщин, переживших насилие, движение «Пересмотр культуры» и Национальный центр противодействию сексуальной эксплуатации дали начало десяткам групп, начавшими международную кампанию «Пятьдесят долларов ― не пятьдесят оттенков».
Кампания призывает общественность бойкотировать этот фильм и пожертвовать пятьдесят долларов (или любую другую сумму) организациям, работающим с жертвами бытового насилия или убежищам для таких женщин, потому что в реальном мире именно там в конечном итоге оказываются такие женщины, как Ана. Сторонники этой кампании используют хэштеги #50DollarsNot50Shades и #FiftyShadesIsAbuse.
Мы надеемся, что люди наконец увидят связь между культурой, терпящей, оправдывающей и даже расхваливающей жестокость мужчин по отношению к женщинам, и реальным насилием в семьях. Как знать, какое количество женских жизней зависит от этого?
Источник: Huffington Post