Осознав, что младенцы являются будущими налогоплательщиками и работниками, многие страны начали беспокоиться о перспективе продолжительного понижения уровня рождаемости, особенно ввиду увеличения расходов на пенсии и медицинское обслуживание стареющего населения, и теперь их правительства отчаянно пытаются вдохновить молодых граждан размножаться.
Так, Дания сделала две странные попытки повысить свой уровень рождаемости, Италия провела противоречивую рекламную кампанию «дня плодовитости», а Новой Зеландии поставили большой рекламный щит с лозунгом, призывающим граждан рожать детей. В 2010 году министерство здравоохранения Южной Кореи выключало электричество в 16:00, чтобы побудить своих служащих идти домой и «делать детей». Турецкий президент Эрдоган в 2015 году выступил с обращением к женщинам, призвав их «не сосредотачиваться на какой-либо карьере, кроме материнства». В Тайване низкий уровень рождаемости назвали «угрозой национальной безопасности», а Китай, печально известный своей позицией в отношении рождаемости, в последнее время даже немного ослабил свою хватку.
Однако насколько эффективны подобные попытки власти увеличить количество детей? Стюарт Гитель-Бастен (Stuart Gietel-Basten), помощник профессора социальной политики в Оксфорде, высказал сомнения относительно того, что подобные кампании способны влиять на изначальные причины, по которым люди не хотят иметь больше детей. Он указал, что даже одна из самых выгодных для увеличения рождаемости схем в мире мало повлияла на уровень рождаемости:
«В Сингапуре… парам предоставляется помощь в организации встреч с перспективными партнерами, льготный доступ к получению жилья, огромные бонусы при рождении ребенка, поддержка ребенка в области здравоохранения и налоговые льготы. В общем, государство тратит более 90 000 фунтов на субсидии еще до того, как ребенку исполняется 13 лет. Однако в Сингапуре все еще один из самых низких уровней рождаемости в мире, и мало надежды на то, что это изменится в ближайшем будущем».
Итак, каковы основополагающие причины низкого уровня рождаемости? Почему правительственные призывы рожать больше детей никому не интересны? Согласно Гитель-Бастену, это связано с экономической неопределенностью. Потенциальные родители беспокоятся по поводу недостатка рабочих мест (стабильных рабочих мест), они переживают об увеличении стоимости жилья, о необходимости сочетать материнство и работу. Женщины не могут не волноваться по поводу того, что им придется нести двойное бремя работы и хозяйства. Вкратце, существует множество причин, почему люди боятся рожать детей, рожают меньше или вообще остаются бездетными. Сомнительно, что национальные программы правительства смогут изменить подобные настроения.
Гитель-Бастен считает, что мы по всему миру наблюдаем, как «двое детей в семье становятся нормой», включая Италию, где родители не столько полностью отказываются заводить детей, сколько решили ограничить свою семью до двух детей максимум. (В Италии последний раз уровень рождаемости в 2 ребенка на женщину наблюдался в 1976 году – сорок лет назад. Это означает, что хотя некоторые пары ограничиваются двумя детьми, у многих других всего лишь один ребенок или ни одного. В 2015 году уровень рождаемости в Италии был 1,35). «Норма двух детей», утверждает Гитель-Бастен, представляет «разочаровывающий нереализованный потенциал». Если правительства примут меры против этих основополагающих проблем, тогда «низкий уровень рождаемости может вырасти». Возможно, однако остается вопрос: не поздно ли? Если государство на протяжении нескольких поколений имеет низкий уровень рождаемости, разве он не становится новой нормой? Парам, не имеющим опыта «больших» семей, в которых больше двух детей, будет сложно отказаться от нормы «двух детей на семью».
Источник: MercatorNet