Врачи, пациенты и общественные деятели единым фронтом выступили в защиту врача-гематолога Елены Мисюриной, которую 22 января 2018 года Черемушкинский суд Москвы приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима за оказание услуг, которые по неосторожности привели к смерти человека. Общественность требует объективного пересмотра дела и отмены несправедливого приговора.
В понедельник 29 января в здании правительства Москвы пройдёт очередная клинико-анатомическая конференция, которую обычно возглавляет вице-мэр Москвы по социальным вопросам, врач Леонид Печатников. Ожидается, что мероприятие посетит более 1,5 тысячи медицинских работников и представителей СМИ. Все они соберутся для того, чтобы услышать позицию чиновников по этому вопросу и подписать письмо в адрес руководства страны. Те, кто не сможет попасть в зал, рассчитывают следить за трансляцией конференции на официальном сайте Департамента здравоохранения Москвы.
Судебное разбирательство по делу Елены Мисюриной длилось почти пять лет. В 2013 году в частной клинике своего мужа она провела тяжелобольному человеку с заболеванием крови, онкологией и диабетом рутинную процедуру — трепанобиопсию — забор костного мозга. На основании результатов диагностики можно было бы оценить эффективность лечения и скорректировать его. Мисюрина за свою врачебную практику сделала около 8 тысяч таких манипуляций и спасла не одну жизнь.
В тот летний день трепанобиопсия тоже прошла без осложнений, сразу после вмешательства мужчина уехал домой. Вечером его госпитализировали по «скорой» с острой болью в животе. Через несколько дней он умер на операционном столе в другой частной клинике «Медси». Доводы следствия основывались лишь на заключении приглашённого в клинику «Медси» патологоанатома, который установил, что Елена Мисюрина случайно проткнула иглой кровеносный сосуд, из-за чего пациент и умер.
Профессиональное медицинское сообщество, выступившее в защиту врача-гематолога, возмутилось, что следствие не потрудилось за пять лет привлечь к расследованию независимых экспертов. По мнению врачей, недостаток информации и компетентных мнений привел к предвзятому решению судьи. Врачи разных специальностей уверены, что трепанобиопсия не могла стать причиной смерти пациента. Медики, среди которых и главные врачи ведущих столичных больниц, предполагают, что пациент, скорее всего, умер из-за осложнения общего онкологического заболевания.
За Елену Мисюрину заступились даже в клинике «Медси», где умер мужчина. Правда, представители этой клиники не требуют пересмотра дела, а лишь призывают смягчить своей коллеге «такое суровое наказание».
Не менее единодушную реакцию этот случай вызвал и в пациентском сообществе. Общественники и пациенты требуют провести аналогичное расследование в отношении компании «Медси». Они опасаются, что это судебное решение, став прецедентом, в первую очередь, негативно скажется на здоровье простых россиян. Люди понимают, что врачи, у которых повышенные нагрузки на работе и невысокие зарплаты, вряд ли захотят связываться со сложными случаями и лечить тяжелобольных пациентов, рискуя при этом оказаться в руках некомпетентного следствия и правосудия. Эксперты Лиги защитников прав пациентов уже более десяти лет призывают власти переквалифицировать дела, связанные с медицинскими ошибками из уголовных в административные. Наказывать медиков нужно не реальными сроками, а штрафами, отлучением от медицинской деятельности, уверены они.
Параллельно необходимо развивать в стране программы по защите прав пациентов. Еще в ноябре 2016 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова докладывала президенту России Владимиру Путину о том, что в течение двух лет в России будет сформирован «эффективный механизм помощи и сопровождения каждого застрахованного в ОМС при получении медицинской помощи». В частности, предлагалось с 2018 года внедрить программы по досудебному расследованию различных конфликтных ситуаций и спорных вопросов и формированию приверженности лечению и личной ответственности за своё здоровье. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец неоднократно заявляла, что в стране отмечается низкая приверженность лечению — зачастую пациенты безответственно относятся к назначенной врачом терапии, забывая принимать лекарства или вовсе отказываясь от них.
Совершенно точно последствия дела гематолога Елены Мисюриной были бы не такими травматичными для общества, если бы родственники погибшего пациента, медики и юристы смогли честно обсудить все, договориться между собой, не доводя дело до суда. Пока же Елена Мисюрина находится в СИЗО, а коллеги ежедневно отправляют ей по почте десятки писем со словами поддержки.
Автор: журналист, член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Татьяна Виноградова.