Булат Гафаров ― музыкант-мультиинструменталист и лидер этно-электронной группы Toke-Chа. Его музыка звучала в фильме Гарика Сукачева «Дом Солнца» и в спектакле Евгения Гришковца «Осада». Он работал со множеством исполнителей ― от бурятского этно-фьюжн коллектива «Намгар», до некогда звучавших из каждого утюга Hi-Fi. Булат любезно согласился ответить на наши вопросы, и вот что из этого получилось.
Булат, справочная информация гласит, что вы владеете 500ми музыкальными инструментами. Как это вообще возможно? Как вы успели овладеть таким количеством разнообразных орудий?
Б.Г.: C самого детства я погружен в мир творчества. Музыкой начал заниматься с 5 лет на скрипке, фортепиано, трубе и в хоре, в 30-й Музыкальной школе им. Алексеева, возле своего дома на Таганке. В эту музыкальную школу был приглашен педагог по композиции Щербаков В.Ф. К окончанию музыкальной школы у меня было более 50 собственных музыкальных произведений.
Начали прибавляться музыкальные инструменты: японская флейта сякухати, барабаны и перкуссия в совместном проекте с Марком Пекарским. Альт в Гнессинском музучилище и композиторское образование в Московской Консерватории. Накапливались инструменты, которые я писал на своей студии.
Какой из этнических инструментов давался сложнее прочих? И с каких инструментов лучше начинать знакомство с этникой, если вдруг кто-то задастся целью потягаться с вами по этой части?
Б.Г.: Думаю, это ― флейта шоор.
Российская (читай ― постсоветская) музыка достигает Запада в исключительных случаях. Тем не менее, этника свой спрос там имеет. Вспомним тех же «Ят-ха» Альберта Кувезина. Они за рубежом выступают чаще, чем дома. По крайней мере, Сергей Летов пишет об этом в своей книге «Кандидат в Будды». Почему, на ваш взгляд, наши артисты не интересны Западу, даже если это исполнено качественно и на английском?
Б.Г.: В целом, процветает та музыка, которую поддерживают и поощряют. Это касается в данном случае попсы и рока. Но никак не этники, которая живет вне времени и условностей.
Согласитесь, этно-музыка ― это музыка хоть и больших профессионалов, абсолютно одарённых и посвященных людей, но едва ли ею можно заработать в нашем глянцевом мире. Разве что иногда удается поработать с поп-звездами, как это у вас было, например, с Hi—Fi. Удается ли вам обеспечивать себя в достаточной мере, исполняя музыку для относительно небольшого круга ценителей?
Б.Г.: Кроме Hi-Fi у меня действительно было много проектов с известными артистами. Кроме этого, я пишу музыку для балетов, фильмов, игр, анимаций и других проектов. Выпускаю собственные альбомы. Играю концерты по всему миру от США и Канады до Европы и Азии.
Кого из отечественных этно/фолк-музыкантов вы бы порекомендовали послушать нашим читателям?
Б.Г: Ногона Шумарова, Алексея Архиповского, Инну Желанную, Бадма-Ханда, Safety Magic, «Живая земля», Пелагею и других.
Сейчас все разговоры сводятся к грядущему конкурсу «Евровидение». Для нас победа на «Евровидении» стала уже каким-то священным долгом. Виктор Дробыш говорил, что этот конкурс в Европе очень ценится, но посмотришь на реальность, и кажется, что никому, кроме нас, он (конкурс) не нужен. Нам нужна победа на «Евровидении»? И что она нам даст?
Б.Г.: «Евровидение» для меня малоинтересно. Так как это конкурс, на который часто попадают не все артисты, заслуживающие внимания.
Сергей Курехин считал, что музыка создана исключительно для «секса» и «аппетита». Франк Заппа посещал экзотические страны в поисках нового звука. Какое, на ваш взгляд, основное предназначение музыки, способна ли она еще эволюционировать, или все «звуки» уже найдены?
Б.Г.: Музыка бесконечна. Заряжает и наполняет эмоциями. Каждый день я наблюдаю рождение новых композиций, стилей, музыкальных инструментов и сам принимаю в этом активное участие. Уверен, в будущем нас ждут еще потрясающие открытия, такие, как передача музыки непосредственно в сознание человека.
Когда я подбирал информацию о вас, один человек, более знакомый с вашим творчеством, сказал мне: «Слушай, я тебе так скажу: это не просто хороший музыкант. Это тот же самый Курёхин или Заппа ― такой же, как они ― гений своего времени, для которого музыка является всем». Музыка является для вас всем? Что у вас в жизни на первом месте?
Б.Г.: Все важно! А музыка для меня ― волшебство, объединяющее весь мир.
Беседовал Станислав Сорочинский