Ни один альбом не вызывал столько споров и «холиваров» в просторах интернета последние месяцы, сколько вызвал новый альбом Pink Floyd — The Endless River в преддверии даты релиза.
Но Pink Floyd, безусловно, ждали, черкая на календаре маркером оставшиеся до релиза дни. И выпусти они хоть двойной диск «звуков природы», альбом бы все равно нашел отклик в сердцах сотен тысяч поклонников творчества группы, описать значимость которой не хватит никаких эпитетов и словарного запаса. Pink Floyd – легенды с большой буквы, равных которым нет и уже не будет.
Кем-кем, а Pink Floyd’ами собственная планка была завышена так высоко, что сами музыканты не сразу поняли, что они сделали для истории музыки, соткав сначала гениальное полотно The Dark Side of the Moon, а несколькими релизами позже выдав монументальный эпик The Wall.
Музыкант не может предсказать, насколько успешную запись он выпустил ровно до тех пор, пока не начинается голосование нефтедолларом, причем в добровольном порядке. И, как ни странно, оба эти альбома являются одними из самых главных мировых музыкальных бестселлеров, лишь по случайности уступив пару позиций другим музыкантам. Ну, и чтоб развеять ваши сомнения на этот счет, просто стоит вспомнить факт, что The Dark Side of the Moon продержался в североамериканском чарте Billboard Top 200 (внимание!) с 1973-го по 1988-го годы, т.е. почти 15 лет! The Wall и вовсе 23 раза становился «платиновым», а мировой его проданный тираж составляет почти 100 миллионов копий! А это, для примера, почти весь суммарный тираж всех проданных альбомов Depeche Mode за тридцать с лишним лет существования.
После того, как группу безвозвратно покинул строптивый Роджер Уотерс, удовлетворяющий свое самолюбие в сольном творчестве, в котором он весьма неплох, хотя и не настолько, как в составе Pink Floyd, фэны «того самого Pink Floyd» относятся к любым потугам оставшихся участников после прохладно принятого критиками The Final Cut, как к грандиозной «подставе». В 2008-м бессменный клавишник группы Ричард Райт отправился в мир иной вслед за умершим двумя годами ранее Сидом Барретом – человеком, который и заварил кашу под названием «Pink Floyd». В общем, Pink Floyd сегодня это два человека — Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон. Именно по этой причине реакция очень часто встречается довольно негативная в отношении целесообразности группы: как, мол, так, что это за Pink Floyd такой непонятный, где нет уже двоих!? Другим моментом, вызвавшим шквал негатива и ставший предметом особенно свирепых «холиваров», является то, что весь материал «нового» альбома – плод сессий группы 1993—1994 годов. С другой стороны, как раз таки материал тех лет куда ближе к классическому Pink Floyd, чем были бы любые сочинительские потуги группы в наши дни. Да и они ведь уже давно не мальчики – Гилмору 68 лет, а Мэйсону и вовсе 70-ть. Пожалейте стариков и не судите их строго.
Я все же постарался оценить этот альбом, абстрагировавшись от наследия группы, иначе мне было бы тяжело дать трезвую оценку услышанному. Абстрагироваться мне кое-как удалось, а сам альбом, по каким-то мистическим причинам, очень даже легко мне дался. Лично для меня главный минус The Endless River заключается в том, что он почти весь инструментальный. Мне очень и очень не хватало завораживающего вокала Гилмора, хотя в гениальном финале «Louder than Words» он, наконец-таки, появляется во всей красе.
Многоуважаемый мной музыкальный гуру Артемий Кивович Троицкий порекомендовал относиться к этой записи не иначе, как к «ностальгическому событию», и не согласиться с ним сложно. Но, постарайтесь не смотреть на этот альбом через призму грандиозного и неподъемного наследия Floyd’ов. Я понимаю, что это сложно, но постарайтесь, иначе вы напрочь лишите себя возможности по достоинству оценить эту запись, без предвзятости и колких замечаний в адрес престарелых рокеров. The Endless River хоть и не без изъянов, но все же по-своему великолепен. Кстати, ответ на вопрос «почему так мало Гилмора?» прост и логичен — этот альбом целиком и полностью отдан Ричарду Райту, и посвящен светлой памяти о нем.
Станислав Сорочинский
От редакции: Познакомиться с альтернативной точкой зрения на новое творение группы можно в материале Андрея Резниченко «Pink Floyd утонул в Бесконечной реке»