В 1941 году органистом городской церкви в Чешском Крумлове, старейшем городе Богемии, посещение которого сегодня является обязательным пунктом туристической поездки в Чехию, стал 12-летний мальчик. Звали его Петр Эбен.
Его отец был евреем, но воспитывался Петр в католической вере. Он рано приобщился к церковной музыкальной культуре и начал постигать суть божественных законов. Но его вере предстояло тяжелое испытание: в 1944 году он попал в концлагерь в Бухенвальде. События, пережитые там будущим композитором, заставили его со всей серьезностью осмыслить свое мировоззрение. Вопрос веры, и ранее чрезвычайно важный для Эбена, становится теперь определяющим фактором в его взглядах на назначение искусства и на свое собственное творчество.
После войны Эбен вернулся к занятиям музыкой и вскоре стал одним из крупнейших чешских музыкантов и органистов. Несколько десятилетий он преподавал в Карловом университете в Праге, а в последние годы жизни был президентом знаменитого музыкального фестиваля «Пражская весна».
В собственной музыке Эбена причудливым образом переплелись совершенно разные явления: многообразные впечатления жизни, художественные пристрастия и внемузыкальные увлечения. Но самое удивительное и значительное в творчестве композитора было связано с его концертными импровизациями. Органные выступления-импровизации Эбена начались в конце 1960-х и продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. И лишь в 2002 году он записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом. Так родилось уникальное произведение — «Лабиринт мира и рай сердца» для органа и чтеца. Его российская премьера состоится 14 июня в Кафедральном соборе святых Петра и Павла.
Необычный жанр «Лабиринта» был подготовлен и опробован композитором на практике: один их подобных циклов, задуманных совместно с известным чешским актером Миланом Фридлем, представлял собой своеобразный синтез слова и музыки, где чтение фрагментов из Библии и других духовных сочинений сопровождалось музыкальной импровизацией Эбена на органе. Но мировой резонанс получили концертные импровизации с чтением фрагментов из трактата известного чешского средневекового теолога, писателя и педагога, основателя школьной системы обучения Яна Амоса Коменского «Лабиринт мира и рай сердца».
Трактат был очень популярен в Европе. Написанный в разгар Тридцатилетней войны, в тяжелое время гонений на чешских протестантов и личных невзгод (эпидемия чумы унесла жизни супруги и детей Коменского), он сочетает в себе черты исповеди и проповеди. Сам образ лабиринта как земного пути человека предполагает поиски выхода из бесконечных и запутанных коридоров. Главный герой трактата — Странник, который совершает путешествие по «лабиринту жизни» земного мира Его сопровождают две аллегорические фигуры — Всевед и Обман. Венчает путь Рай сердца — место, где Странник встречает Христа и находит утешение в разговоре с ним, чувствуя «ясный двойной внутренний свет – свет разума и свет веры».
Музыке Эбена, его манере обращаться к слушателю всегда был свойственен просветительский, в некотором смысле даже проповеднический тон. В «Лабиринте мира» музыкальные фрагменты носят характер комментария к только что прозвучавшему тексту, но комментарии эти различны — от обобщенного эмоционального отклика до живописной музыкальной фрески. В одних частях цикла господствует импровизация, в других использованы хоралы из Амстердамского канционала (1659), составленного Коменским. Композитор преображает эти литургические мелодии в согласии с замыслом: «Вся атмосфера текста представляет не идиллическую прогулку, а горький, гротескный, искаженный, а иногда прямо-таки апокалиптический взгляд на мир — и это определяет также характер музыки», — говорит он.
Дуэт органа и чтеца сближает атмосферу цикла с церковной службой, где чтение литургических текстов перемежается музыкой. Но здесь музыка, обычно скромная и сдержанная во время службы, выходит на первый план, помогая донести до слушателя слово, а слово, в свою очередь, раскрывает смысл музыки.
Цикл «Лабиринт мира и рай сердца» стал итогом всей жизни Эбена, его духовным завещанием. Он подобен человеческой жизни и ведёт нас от рождения (Пролог) до смерти (Эпилог), отражая поиск каждым из нас своего жизненного пути, взгляд на окружающий мир и обретение Бога.
И, конечно же, наиболее сильное впечатление «Лабиринт мира» производит, когда звучит в пространстве церкви. Кафедральный собор святых Петра и Павла с его торжественными интерьерами, большим историческим органом и потрясающей акустикой — пожалуй, лучшее место для российской премьеры этого уникального опуса Петра Эбена. Его представят лауреат международных конкурсов, известный российский органист Евгений Авраменко и лауреат международных театральных фестивалей, актер Театра на Таганке Игорь Пехович. Впервые «Лабиринт мира и рай сердца» прозвучит на русском языке в переводе Бориса Луховицкого.
Концерт состоится в воскресенье, 14 июня по адресу: Москва, Старосадский пер., 7/10, стр. 10.
Подробности — на сайте организатора.