Воскресенье, 1.06.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Лабиринт, ведущий в рай

от Редактор
07.06.2015
в Культура, Новости
1 мин чтения
Лабиринт, ведущий в рай

В 1941 году органистом городской церкви в Чешском Крумлове, старейшем городе Богемии, посещение которого сегодня является обязательным пунктом туристической поездки в Чехию, стал 12-летний мальчик. Звали его Петр Эбен.

Его отец был евреем, но воспитывался Петр в католической вере. Он рано приобщился к церковной музыкальной культуре и начал постигать суть божественных законов. Но его вере предстояло тяжелое испытание: в 1944 году он попал в концлагерь в Бухенвальде. События, пережитые там будущим композитором, заставили его со всей серьезностью осмыслить свое мировоззрение. Вопрос веры, и ранее чрезвычайно важный для Эбена, становится теперь определяющим фактором в его взглядах на назначение искусства и на свое собственное творчество.

После войны Эбен вернулся к занятиям музыкой и вскоре стал одним из крупнейших чешских музыкантов и органистов. Несколько десятилетий он преподавал в Карловом университете в Праге, а в последние годы жизни был президентом знаменитого музыкального фестиваля «Пражская весна».

В собственной музыке Эбена причудливым образом переплелись совершенно разные явления: многообразные впечатления жизни, художественные пристрастия и внемузыкальные увлечения. Но самое удивительное и значительное в творчестве композитора было связано с его концертными импровизациями. Органные выступления-импровизации Эбена начались в конце 1960-х и продолжались на протяжении всех последующих десятилетий. И лишь в 2002 году он записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом. Так родилось уникальное произведение — «Лабиринт мира и рай сердца» для органа и чтеца. Его российская премьера состоится 14 июня в Кафедральном соборе святых Петра и Павла.

Необычный жанр «Лабиринта» был подготовлен и опробован композитором на практике: один их подобных циклов, задуманных совместно с известным чешским актером Миланом Фридлем, представлял собой своеобразный синтез слова и музыки, где чтение фрагментов из Библии и других духовных сочинений сопровождалось музыкальной импровизацией Эбена на органе. Но мировой резонанс получили концертные импровизации с чтением фрагментов из трактата известного чешского средневекового теолога, писателя и педагога, основателя школьной системы обучения Яна Амоса Коменского «Лабиринт мира и рай сердца».

Трактат был очень популярен в Европе. Написанный в разгар Тридцатилетней войны, в тяжелое время гонений на чешских протестантов и личных невзгод (эпидемия чумы унесла жизни супруги и детей Коменского), он сочетает в себе черты исповеди и проповеди. Сам образ лабиринта как земного пути человека предполагает поиски выхода из бесконечных и запутанных коридоров. Главный герой трактата — Странник, который совершает путешествие по «лабиринту жизни» земного мира Его сопровождают две аллегорические фигуры — Всевед и Обман. Венчает путь Рай сердца — место, где Странник встречает Христа и находит утешение в разговоре с ним, чувствуя «ясный двойной внутренний свет – свет разума и свет веры».

Музыке Эбена, его манере обращаться к слушателю всегда был свойственен просветительский, в некотором смысле даже проповеднический тон. В «Лабиринте мира» музыкальные фрагменты носят характер комментария к только что прозвучавшему тексту, но комментарии эти различны — от обобщенного эмоционального отклика до живописной музыкальной фрески. В одних частях цикла господствует импровизация, в других использованы хоралы из Амстердамского канционала (1659), составленного Коменским. Композитор преображает эти литургические мелодии в согласии с замыслом: «Вся атмосфера текста представляет не идиллическую прогулку, а горький, гротескный, искаженный, а иногда прямо-таки апокалиптический взгляд на мир — и это определяет также характер музыки», — говорит он.

Дуэт органа и чтеца сближает атмосферу цикла с церковной службой, где чтение литургических текстов перемежается музыкой. Но здесь музыка, обычно скромная и сдержанная во время службы, выходит на первый план, помогая донести до слушателя слово, а слово, в свою очередь, раскрывает смысл музыки.

Цикл «Лабиринт мира и рай сердца» стал итогом всей жизни Эбена, его духовным завещанием. Он подобен человеческой жизни и ведёт нас от рождения (Пролог) до смерти (Эпилог), отражая поиск каждым из нас своего жизненного пути, взгляд на окружающий мир и обретение Бога.

И, конечно же, наиболее сильное впечатление «Лабиринт мира» производит, когда звучит в пространстве церкви. Кафедральный собор святых Петра и Павла с его торжественными интерьерами, большим историческим органом и потрясающей акустикой — пожалуй, лучшее место для российской премьеры этого уникального опуса Петра Эбена. Его представят лауреат международных конкурсов, известный российский органист Евгений Авраменко и лауреат международных театральных фестивалей, актер Театра на Таганке Игорь Пехович. Впервые «Лабиринт мира и рай сердца» прозвучит на русском языке в переводе Бориса Луховицкого.

Концерт состоится в воскресенье, 14 июня по адресу: Москва, Старосадский пер., 7/10, стр. 10.

Подробности — на сайте организатора.

Предыдущий Пост

«Люди, умеющие убивать...» (Muse – Drones, 2015)

Следующий Пост

Всё, что вы не знали о Nirvana (Кобейн: Чёртов монтаж, 2015)

Связанные Посты

Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025

«Среда 21» - так называется независимый камерный театр продюсера Татьяны Лукьяновой. Это небольшое здание в модном пространстве Москвы среди зеленых...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025

Две российские компании  - АО «Оператор ТМиК» и INVENTORUS объявляют о подписании соглашения о сотрудничестве, направленного на развитие научно-исследовательского и инновационного потенциала...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

06.12.2024

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Академик Евгений Велихов внес ключевой вклад в развитие целого ряда научно-технических направлений в мире. В частности,...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Всё, что вы не знали о Nirvana (Кобейн: Чёртов монтаж, 2015)

Всё, что вы не знали о Nirvana (Кобейн: Чёртов монтаж, 2015)

Джордж Клуни: «Для меня возраст — не проблема»

Джордж Клуни: «Для меня возраст - не проблема»

Top Stories

Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025
Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024